Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 6

3.2.  Государство в представлении Кропоткина

Взгляды Кропоткина представлены в различных его работах по анархии; например, в сборнике статей «Речи бунтовщика» (1885), опубликованном его другом Элизе Реклю, в трудах «Хлеб и воля» (1892), «Современная наука и анархия» (1892), «Государство и его роль в истории» (1896), «Анархия, её философия, её идеал» (1896) и др. В них Кропоткин утверждает, что мир стремительными шагами движется к революции, потому как «власть немногих над всеми – выборная или захваченная – уже отжили своё время»[14, с. 11]. Государства сопровождают человека от рождения до его смерти, манипулируют всеми сферами общественной жизни, используя для этого науку (заставляет рассуждать на отвлечённые темы и рождает стереотипы, вроде того, что государство является чем-то естественным), церковь (прививает покорность), закон (который всегда на стороне богатого) и богатство (подкупы). Но если ограниченный круг лиц от этого обогащается, то массы же страдают от нищеты и безработицы. Как некогда крестьяне не могли получить достаточно земель для того, чтобы прокормить себя, так же теперь рабочий вынужден скитаться по городам, пытаясь продать свой труд. При этом экономисты смеют говорить о «кризисе перепроизводства». Логика такова: поскольку производится достаточное (?) количество товара, то во избежание его избытка на рынке необходимо задерживать дальнейший выпуск, тем самым лишая пролетариат рабочих часов и не оплачивая им отпуск. Однако об угрозе перепроизводства можно было бы всерьёз говорить, будь удовлетворены хотя бы минимальные потребности населения, что никак не соответствовало обстановке в России. «Сколько хлеба везут каждый год из России, а между тем известно, что если бы весь хлеб, выращенный в России, оставался в самой России — весь как есть,— то и тогда его было бы круглым счетом всего 10 пудов на душу в год, т. е. ровно столько, сколько нужно, чтобы никто не голодал. Леса, что ли, много, когда пол России живет так тесно в избах, что по десять человек спят в одной комнате? Или домов слишком много в городах?.. Одного только действительно производится слишком много—в тысячу раз больше, чем сколько их нужно: это — чиновников»[15, с. 217]. «Рабочий смутно сознает, что наша техника, наши машины настолько могущественны, что могли бы доставить всем всего вволю, но что капиталисты и государство мешают этому повсюду. Им не нужно, чтобы крестьяне и рабочие имели всего вдоволь: они боятся этого. С сытыми труднее справляться, чем с голодными»[15, с. 216]. Заключая договор с государством, народ ждал от него защиты, но никак не того, что оно станет орудием имущих против всех неимущих. По стабильности государств сильно бьют войны, вызывая торговые кризисы, остановку производства, усиление налогов и увеличение долгов. Так от войны к войне государства расшатывают собственные основы, приближаясь к состоянию банкрота, а простые люди прозревают, понимая сущность этих механизмов. Теперь же в их умах должен произойти переворот, дающий им осознать всю необходимость революции. Если раньше людей приучали быть покорным перед государством, то с развитием идей естественных прав человека и взаимодействием разных народов люди признают, что должны нести обязанность по отношению ко всем людям, с которыми сталкивается их жизнь. Тем не менее, одно только завоевание прав не освободит население от государственного гнёта, скорее же среднее сословие аккуратно использует права, такие, как свобода слова и тайна переписки, для поддержания своей власти. «Покуда у нас будет оставаться каста людей, живущих в праздности, под тем предлогом, что они нужны для управления нами – эти праздные люди всегда будут источником нравственной заразы в обществе»[14, с. 27]. Поэтому вместо представительного правления народ может освободить только анархическая (социальная) революция.

3.3.  Учение о взаимопомощи