Русский анархизм: Бакунин, Кропоткин, Толстой, страница 10

Люди, приходя в этот мир, воображают, что являются его хозяевами, как и хозяевами собственной жизни. Христос же говорит своим ученикам, что важно понять призрачность личной жизни, что нет смысла приумножать богатство, которое будет разрушено смертью; не нужно жить для себя, нужно отречься от всего и перенести свою жизнь в жизнь всего человечества, для служения людям. «Чтобы жить разумно, надо жить так, чтобы смерть не могла разрушить жизни»[20, с. 237].

Жить же по христианским заповедям в России не позволяет человеку сама православная церковь. Толстой рассказывает, как он прочитал «Толковый молитвенник» (издание третье, Москва, 1879; составлен на основании «Пространного христианского катехизиса православной церкви») и был потрясён тем, что в этой книге нет ни слова об истинном христианском учении, зато прилагается 31 молитва, тропари на праздники, и, что самое возмутительное, десять заповедей с пояснениями, упраздняющими их. Если первая заповедь гласит «почитай одного Бога», то молитвенник учит почитать ангелов, святых, мать Бога и три его лица. Если третья заповедь требует не клясться напрасно, то катехизис учит людей клясться по всякому требованию законной власти. Если пятая заповедь требует почитать отца и мать, то катехизис учит «почитать государя, отечество, пастырей духовных» и ещё огромное количество разных начальников, в т.ч. военных. Шестая заповедь – «не убий» - сопровождается пояснением, что не всякое отнятие жизни есть законопреступное убийство – убийство по должности вполне оправдано (казнь преступника, убийство неприятеля на войне). И ко всему этому церковь насильно приучает паству. Толстой говорит, что если раньше церковь и несла свет христианства в массы, то сейчас она уже окончательно изжила себя, став лишь институтом, укрепляющим власть и оправдывающим насилие человека над человеком[с. 300-306].

Многие относятся к этому учению скептически, говоря, что оно очень хорошо, но трудно, а потому неисполнимо (в т.ч. и церковь говорит об этом, предлагая жить как-нибудь, но не по Христу, главное – молиться, поститься, служить законной власти). На это Толстой отвечает, что разумная деятельность человека направлена к тому, чтобы найти, что лучше из тех противоречий, которыми наполнена жизнь[20, с. 214]. Рано или поздно народ должен убедиться, что лучше жить именно по закону Божьему, и тогда он отбросит науку, философию, церковь. Помимо этого, какой бы трудной не казалась жизнь во Христе, мирская жизнь гораздо тяжелее, со всеми её тяготами, лишениями, войнами и судами. «На одного мученика Христа придётся тысяча мучеников мира, которых страдания в сто раз ужаснее»[20, с. 286]. Христос не учил людей быть мучениками, а учил, как перестать себя мучить.

Как можно видеть, «напрасно говорят, что учение христианское касается личного спасения, а не касается вопросов общих, государственных»[20, с. 136]. Как уже было сказано выше, злом на зло отвечают людям суды, и поэтому они являются противным Христу институтом[3], и это при том, что на судах клянутся на Библии. Недопустима и казнь как нарушение христианской заповеди «не убий». Нарушают её и войны - не имеет значения, завоевательные или освободительные, ведь на войне человек, принявший присягу, обязан убивать других людей просто за то, что они из вражеского народа. Нельзя, говорит Толстой, мучить и убивать не только человека, но и животных; он говорит, что знал людей, которые стали вегетарианцами, потому что не хотели сами убивать своих животных. Собственности, государству нет места в идеальной модели Толстого, однако он не призывает к революции – «Люди, связанные друг с другом обманом, составляют из себя как бы сплочённую массу. Сплочённость этой массы и есть зло мира… Все революции суть попытки насильственного разбивания этой массы. Людям представляется, что если они разобьют эту массу, то она перестанет быть массой… но, стараясь разбить её, они только куют её»[20, с. 344]. Вместо этого Толстой предлагает жить истинной верой в обществе таких же верующих, делясь плодами своего труда с другими людьми и показывая им истину (т.е. учение Христа). Никто не отважился бы напасть на людей, творящих добро, а если бы каждый человек познал истинное учение Христа, настало бы царство Божье на земле, и, стало быть, государства должны исчезнуть. Можно вспомнить слова Иешуа Га-ноцри, персонажа произведения М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», чей образ списан с Иисуса Христа[4]: «…всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдёт в царство истины и справедливости…»[22, с. 32].