Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 9

Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой ты живешь, а это помогает становлению гражданина, патриота великой России.

Большое значение для формирования гражданственности и воспитания патриотических чувств имеют уроки-семинары для старшеклассников, посвященные таким темам, как «Отечественная война 1812 года», «Смутное время», «Ледовое побоище», «Невская битва». На этих уроках учащиеся имеют возможность наиболее ярко представить картину исторических событий, показать роль личности в истории, героизм русского народа в период наибольшей опасности для нашей Родины. В системе патриотического воспитания очень важны уроки исторического краеведения. Эти уроки позволяют увидеть роль нашего города и наших земляков в историческом развитии государства.

Стали традиционными уроки-экскурсии по родному городу. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет краеведческий музей. Более значимую роль в связи с этим выполняет школьный музей. Музейные уроки способствуют формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, чувства любви к малой родине, уважения к опыту предыдущих поколений. И ещё один штрих к духовно-нравственному воспитанию через урок – это личность учителя, его человеческая самоценность.

Учитель должен вызывать у учащихся те чувства, которые есть у него, свои идеалы он должен передать своим ученикам. Но не навязывать готовые оценки и идеалы, а умело подводить учащихся к самостоятельному их постижению. В каждом из учеников учитель хочет видеть высоконравственную личность, гражданина с большой буквы.

2.2. Разработка методических материалов для воспитания гражданина

 на уроке истории

Предлагаемая методическая разработка предназначена для оказания помощи учителю в проведении уроков по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне с учащимися 11 классов по курсам «История Отечества XX века» и «Новейшая история». Методическая разработка направлена на личностно-ориентированное образование учащихся старших классов.

Цель методической разработки - представить сложный материал по Второй мировой войне и Великой Отечественной войне в простой и доступной форме для восприятия и усвоения учащимися.

Материал каждого параграфа представлен в тексто-графической форме в виде логически завершенных, дозированных количественно (без избыточности), функционально связанных, наиболее существенных исторических событий, составляющих его содержание, с обеспечением достижения целей уроков.

В основу представления материала положена его визуализация, т.е. наглядное представление для зрительного восприятия с устным объяснением, что обеспечивает активизацию наиболее эффективных форм памяти и развитие интеллекта.

Методика преподавания материала на уроке включает следующее:

·  на уроке осуществляется многократное объяснение материала c его тексто-графическим изображением на экране, с показом на карте и рассказом о функциональных и логических взаимосвязях его наиболее важных элементов, их анализом и синтезом;

·  по ходу объяснения учащиеся переносят тексто-графическое изображение материала в свои тетради, которые они используют при самостоятельной подготовке домашнего задания;

·  для активизации личностно-ориентированного образования учащихся на уроке и дома осуществляется практическая работа в виде составления схем, планов – проспектов, тезисов, конспектов, а также докладов и сообщений на тему «Моя семья в Великой Отечественной войне»;