Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 7

Бесспорно то, что патриотизм – необходимое условие эффективного функционирования всей системы институтов государства и гражданского общества. Патриотизм формирует важнейший механизм устойчивого развития общества и сохранения целостности государства. Проводится много мероприятий различного уровня по патриотическому воспитанию. Данным вопросом занимаются на всех уровнях власти и образования. Цель, задачи, содержание и принципы патриотического воспитания граждан реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей, форм, методов и средств осуществления этой деятельности.           

Государство организует процесс воспитания подрастающего поколения на уровне семейного воспитания, дошкольных учреждений, школы, при получении профессионального образования, на уровне местных органов самоуправления, в министерствах, ведомствах и т.д. Результативность патриотического воспитания отражается на социально - экономическом, духовном и культурном подъеме, укреплении государства и его обороноспособности, достижении социальной и экономической стабильности, на системе накопления, фиксации и обобщения сведений о различных категориях граждан. Однако необходимо от событийных действий перейти к осознанному пониманию вопроса патриотического воспитания.          

Патриотическое воспитание это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих единый и целостный непрерывный процесс формирования и развития личности, побуждения ее к самосовершенствованию духовно – нравственных качеств, формирующих ее гражданственность и потребности в достойном служении Отечеству, его защите.             

Учитель истории на уроках дает возможность учащимся понять чрез исторические примеры любовь к Отечеству, верность гражданскому и воинскому долгу, честь, храбрость, стойкость, самоотверженность, доблесть, мужество, взаимовыручку. На уроках истории учащиеся видят патриотизм как одно из важнейших проявлений социально – духовной зрелости личности. Александр Невский, Михаил Кутузов, Юрий Гагарин и многие другие исторические персоналии являются ярким примером патриота. Примеры из семейной хроники самих учащихся тоже могут демонстрировать те или иные интересные факты. Изучение прошлого своей семьи дает возможность вызвать у учащегося интерес к своей родословной, к истории своего родного края и к общей истории страны. Любовь к своей малой родине порождает гордость за нее и служит основанием для возникновения чувства любви к более широкому понятию – к стране, в которой родился и живешь.

В патриотическом воспитании на уроках истории нужно опираться на позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно - нравственные и деятельностные качества. Урок истории призван обеспечить понимание каждым учащимся своей роли и места в истории своего Отечества.

Администрация образовательных учреждений должна понимать и обеспечивать комплексную поддержку учителю истории. В школе должны быть созданы необходимые условия и механизмы, способствующие повышению эффективности уроков истории в процессе выполнения ими воспитательных задач в интересах гражданско-патриотического состояния общества.             


Глава 2. Практические аспекты воспитания гражданина на уроке истории в современной школе

         2.1. Духовные истоки воспитания  гражданина на уроках истории