Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 8

В содержании воспитания гражданина  необходимо  выделить следующие духовно-нравственные ценности: гражданственность, приоритет общественно-государственных интересов, патриотизм, преданность своему Отечеству, преемственность, сохранение и развитие лучших традиций своего народа, гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства, социальную активность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права, сохранение лучших национальных качеств и изучение истории своей Родины.

Одним из важнейших факторов духовно-нравственного воспитания является воспитание патриотизма, чувства единения со своей Родиной и культурой. А культура это, прежде всего наши исторические корни, уходящие вглубь веков. Организовывая воспитательную и учебную работу, учитель истории учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать человеческую личность мудрой, гордой за нашу Родину, за наших людей, которые в смертельных схватках с врагами отстояли свободу и независимость государства. Священна память о народных героях всех войн, о тех, кто отстоял нашу страну от иноземных захватчиков, бессмертен подвиг советского человека - труженика, солдата в Великой Отечественной войне. Именно поэтому в процессе работы по военно-патриотическому воспитанию важно показывать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость. Сегодня, как никогда, важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения детей и подростков к миру духовных ценностей истории и культуры.

Изучение истории родной земли, истории нашего отечества, боевых, трудовых и культурных традиций народов было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой отчизне, к малой и большой Родине. Изучение героических страниц истории России – это ли не благодатный материал для воспитания патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения! Особая роль военно-патриотического воспитания должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению отечеству, готовности встать на его защиту.

История открывает широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. История Отечества играет определяющую роль в процессе воспитания патриота и гражданина. Содержание данного предмета – познание истории своей страны и своего народа, формирования его культуры и образа жизни, становления государственности – является важнейшей составляющей патриотического воспитания.

Тема Великой Отечественной войны выделяется многими учащимися как ведущая. Война 1941-1945 г.г. явилась не только тяжелейшим испытанием для страны, но и определившим самосознание народа-победителя. С точки зрения патриотического воспитания, Великая Отечественная – главное событие в истории нашей страны XX века. Это и великие военные победы, и национальные герои, и единство народа, и его роль в мировой истории. Таким образом, изучению данной темы на уроках учителя уделяют особое внимание, знакомят учащихся с ролью талантливых полководцев, которые в критические моменты проявили выдержку, стойкость и личное мужество. И, конечно же, знакомят учащихся с героическими поступками наших земляков. Уже много лет в школах практикуют уроки-воспоминания. На таких уроках ребята рассказывают о своих близких, участниках боевых действий и тружениках тыла. Приносят на уроки домашние реликвии, связанные с войной. Изучение прошлого своей семьи дает возможность будить интерес у ребенка к истории своей семьи, к истории своего края и к общей истории человечества.