Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 6

Историко-педагогический анализ проблемы воспитания патриотизма как основы формирования патриотической культуры школьников показывает, что данное направление деятельности государства, общества, школьного образования своими корнями уходит в историю российского государства.

1.2. Возможности урока истории в воспитании гражданина

Каждый урок истории России так или иначе преследует задачу патриотического воспитания учащихся. В условиях современной России патриотическое воспитание является актуальной проблемой, требующей к себе пристального внимания и поиска эффективных путей решения. В настоящее время, когда молодежь часто демонстрирует отсутствие идейных или нравственных ориентиров, уроки истории в школе берут на себя сложнейшую функцию - привить им патриотические ценности.

Основными направлениями в работе являются следующие:

I. Приобщение к морально-нравственным ценностям, стремление к самоконтролю в поступках с точки зрения духовного развития личности воспитуемого (смирение).

II. Формирование стремления к почитанию родителей как одной из важных нравственных ценностей (почитание родителей).

III. Формирование гражданской и патриотической культуры личности, с активной жизненной позицией (терпение и верность выбранному пути).

IV. Формирование у воспитуемых стремления к трудолюбию как нравственной ценности (трудолюбие).

V. Формирование у воспитуемых потребности к самосовершенствованию, развитию у себя лучших личностных качеств и ценностей (безупречная скромность).

VI. Воспитание у молодого поколения любви и уважения к родному краю, к своей малой Родине, а через нее и к своему государству (любовь к своему Отечеству).

Основными формами в работе по воспитанию школьников можно выделить следующие: беседы, тематические классные часы, проекты, экскурсии и путешествия, коллективно-творческие дела (КТД), музейные и библиотечные вечера и др. В работе должны быть задействованы все социальные институты (семья, школа, учреждения дополнительного образования, Церковь). Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности обогащает школьников ценностями культурно-исторического наследия.

Воспитание гражданина-патриота осуществляется в процессе специально организованного взаимодействия педагогов, школьников, родителе, направленного на формирование у воспитанников гражданских, патриотических, духовных, нравственных качеств. Сформированность ценностей у воспитуемых в процессе приобщения к культурно-историческому наследию способствует сплочению гражданского общества и формированию высокой духовной культуры личности.

Родина и семья - это основополагающие ценности, на которые должен опираться учитель истории на своих уроках. Сейчас используемый на уроках материал истории становится обыденным, опирается на повседневность, дается больше информации о жизни простых граждан. Следовательно, учащегося надо научить видеть историю через призму истории его семьи. На примере своих предков он должен проникнуться уважением к исторической памяти, понять необходимость бережного отношения к своему наследию, ощутить чувство патриотизма и любовь к своему Отечеству.              

Конечно, чувство патриотизма сложно объяснить, его невозможно измерить никаким аппаратом. При этом на уроке истории это необъяснимое чувство пронизывает все темы. Если сам учитель истории осознаёт свой профессиональный долг как гражданина своей страны, то его уроки будут насыщены патриотическим духом. Нужно в этом плане обратить особое внимание на молодых учителей истории, которые могут быть дезориентированы в вопросах патриотического воспитания.