Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 5

В девяностые годы, в первом десятилетии XXI века, начался «процесс поисков истины», который подвел общество к пониманию, что к сегодняшнему дню не найдена идея – ценность, сплотившая общество, и «вокруг которой началось бы формирование соответствующей идеологии. В душах молодежи идеологическая пустота и метания… Юность мечется по стране в поисках духовной определенности, и каждый находит своего кумира»  [???].

Интерес для данного исследования представляет идея С.Н. Филипченко о необходимости «корреляции государственной идеи в контексте общечеловеческих и национальных ценностей, предполагающих создание такой системы образования, которая обращена в будущее»[19].

В девяностые годы были осуществлены исследования А.Н. Вырщикова[20], В.И. Лутовинова[21] и других ученых, которые рассматривали патриотизм не только как конкретно-историческое, но и общественное явление.

Для нашего исследования важны и актуальны идеи В.А. Караковского, способствующие выходу из «идеологической пустоты и метаний», показывающие современному педагогическому сообществу конкретные пути и способы патриотического воспитания молодого поколения. На вопрос «что же делать?», автор приводит рассуждения, которые заслуживают нашего внимания: «Прежде всего, надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет… Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети…»[22]. Учитывая положение В.А. Караковского о том, что общая культура – это база для развития культуры политической, считаем, что она является и основой для формирования патриотической культуры. Ученый придавал большое значение воспитанию культуры у школьников с помощью игровых технологий, т.к. воспитание игрой наиболее точно соответствует природе ребенка. «Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д., – предупреждает В.А. Караковский, – речь идет именно о народных играх… Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание – это воспитание добрыми отношениями»[23].

Актуальным для нашего исследования является утверждение Б.Т. Лихачева, сказанное на рубеже XX–XXI веков о том, что «будущее России, ее положение внутри страны и в мире» будет зависеть не от политиков, дипломатов, а от того, насколько успешно удастся разработать «шкалу воспитательных ценностей, программу воспитания и реализовать их в формировании личности российского ребенка, потенциального сознательного гражданина и созидателя новой России». Ученый рассуждает о патриотизме как о творческом начале, которое может вдохновить всю жизнь человека: «Патриотизм – это тема, если так можно сказать, жизни человека, его творчества»[24].

Однако, анализируя научные труды разных авторов, следует отметить о существовании противоречий в воспитании патриотизма школьников. Так, О.В. Лебедева говорит о противоречиях между государственным заказом и реальным положением личности, между инстинктивным и сознательным характером патриотизма (сущность инстинктивного характера патриотизма выражена в словах: «люблю я Родину – за что, не знаю сам»), между интимным характером патриотических чувств и императивными и назидательными средствами воспитания, между пассивным и активным характером патриотизма, о наличии полярности эмоций (гуманное чувство любви к Родине и ненависть к ее недостаткам). Автор подчеркивает, что, если государство не является «заботливой матерью своих детей», не создает условия для их творческой самореализации, то «нерешенные проблемы (сокращение рабочих мест, низкий прожиточный минимум) порождают у подрастающего поколения разочарование и неуверенность в своем будущем, вынуждают искать нишу для самореализации в других странах»[25].