Воспитание гражданина на уроках истории в современной школе, страница 2

Гражданско-патриотическое воспитание, является актуальным и обусловленным в современном образовательном процессе. В соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» ,  Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. №1493 приоритетным направлением является духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое формирование личности с опорой на культурно-историческое наследие города, района, страны.

В связи с этим основной целью в воспитательном процессе школы является воспитание духовно-нравственного, активного, ответственного гражданина-патриота.

Для достижения данной цели необходимо конкретизировать приоритетные задачи, направленные на достижения общенационального воспитательного идеала:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, направленные на уважительного отношения к правам, свободам, обязанностям человека; формирование общечеловеческих ценностей, таких как: любовь к Родине, уважительное отношение к своей истории, долг перед Отечеством и семьей, ответственность и др.

2. Воспитание духовно-нравственных качеств: милосердия, почитания родителей, целомудрия и др.

3. Воспитание ценностного отношения к культурно-историческому наследию страны. Формирование понимания ценности родной земли, культуры, истории и др.

Исследование проблемы воспитания патриотизма у подрастающего поколения имеет давнюю традицию в истории отечественной педагогической мысли.

Накоплен теоретический и эмпирический материал, необходимый для уяснения сущности и содержания понятия «патриотизм», способах его воспитания у подрастающего поколения. Решению проблемы формирования гражданина способствует изучение генезиса научных представлений о патриотизме в истории отечественной педагогической мысли.

Российские ученые и педагоги такие, как А.В. Азарова[2], А.И. Мурзин[3], И.Л. Нестерович[4], С.Н. Филипченко[5] и другие,  прослеживают генезис развития патриотизма как общественного явления, который берет начало «от любви и уважения к семье, к месту рождения и жительства, общине, соотечественникам и, продолжая развиваться, доходит до государственного патриотизма – любви к государству».

Ученые отмечают, что представления о патриотизме, складывающие в сознании людей, берут начало в устном народном творчестве, в былинах, преданиях Древней Руси. В былинах об Илье Муромце и других богатырях, в «Повести временных лет», «Слове о полку Игореве» и других памятниках древнерусской литературы воспевались чувства любви к Родине, ответственность народа за судьбу родной земли, борьба за ее свободу.

Среди древнерусских источников XI–XIV веков ученые выделяют такие, как: «Слово о Законе и Благодати» митрополита 11 века  Илариона, «Поучения Владимира Мономаха», «Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище»[6], где содержатся идеи о необходимости защиты родной земли, воспеты патриотические чувства, отвага, храбрость народа.

В XVII–XVIII веках, в период оформления государственного аппарата, патриотизм, как общественное явление, «перетекает от понятия любви и уважения к семье, общине, племени в понятие любви к родине как государству, его защиты и сохранения предшествующих ценностей, в котором доминировала составляющая защиты от внешнего врага»[7].

М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» сформулировал задачи воспитания сознательных людей, общественных деятелей, способных отстаивать интересы государства и, как утверждает Н.А. Абрамова, рассматривал природу человека иерархически, называя чувственную, эгоистическую – «нижней», а духовную, патриотическую – «высшей».

Вопросами воспитания патриотических и гражданских чувств занимались многие общественные деятели XVIII–XIX вв.: А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский, К.Д. Ушинский и другие.