Реализуемая техническая эффективность средств обуславливается квалификацией персонала и организацией процесса контроля.
По данным за 2002 год на 1000 км пути выявлено дефектов:
Поиск-10Э – 6,6 (ΔG = 0,5);
АМД – 3,7 (ΔG = 0,62);
СВД – 2,5 (ΔG = 0,7).
Основные причины низкой реальной эффективности мобильных средств является низкая стабильность акустического контакта (которая уменьшается с увеличением скорости контроля) и недостаточно высокий уровень квалификации персонала.
Основные пути повышения эффективности СНК рельсов
1. Обеспечение необходимого уровня квалификации персонала и специалистов;
2. Создание специальных курсов повышения квалификации специалистов;
3. Повышение квалификации на 11 уровень руководящего состава цехов дефектоскопии и мобильных средств НК;
4. Разработка и внедрение центрирующих и искательных систем, обеспечивающих стабильный акустический контакт;
5. Улучшение организации эксплуатации мобильных средств с целью обеспечения стабильного акустического контакта.
15.12.02
СНК рельсов на РСП
Рельсосварочные предприятия в процессе работы выполняют:
- восстановление старых, но еще годных рельсов (старогодных);
- сварка новых длинномерных плетей.
Для входного контроля старогодных рельсов возможно применение следующих систем:
А. Контроль рельса, поверхность катания которого очищена, с помощью типовых УЗД (Авикон-01, РДМ-2), искательные системы которых используются для НК данного рельса;
Б. Контроль на стенде, созданном на базе дефектоскопа, оснащенного краскоотметчиком, через который проходит рельс, поверхность катания которого очищена или механически обработана для восстановления профиля головки;
В. Стенды для автоматического НК на базе ЭМАП с обработкой информации посредством ПК.
Второй и третий пункты находятся на стадии опытного использования.
На стадии входного контроля проводится подборка рельсов, включающая в частности подборку степени вертикального износа, для чего разработаны специальные портативные толщиномеры.
Контроль качества процесса сварки осуществляется посредством ПК или сварщиком по показаниям приборов, а также путем излома контрольных образцов сварного стыка на гидравлическом прессе.
Сварной стык после термообработки с целью восстановления твердости металла головки в зоне стыка контролируют путем измерения твердости прессом Бринеля или посредством акустического твердомера.
Приемочный контроль каждого стыка ведется на контрольном посту и включает в себя:
1. НК качества обработки выдавленного металла и прямолинейность плети в области сварки;
2. Визуальный НК стыка с целью обнаружения поверхностных трещин, которые, как правило, не обнаруживаются при УЗК;
3. УЗК.
Методика УЗК сварного стыка
УЗК преследует выявление дефектов различного типа (рыхлость, кратерная усадка, свищ, непровар, трещины, силикатные включения) любого размера в пределах чувствительности метода, кроме силикатных включений. Дефекты типа "холодная сварка" при УЗК не обнаруживаются. Дефекты всех видов относятся к виду "недопустимые".
При обнаружении дефекта стык подлежит вырезке и заваривается заново.
При контроле сварных стыков рельсов ЗТМ не применяется в связи с тем, что металл при сварке достаточно сильно изменяет свои свойства. Зона термического влияния составляет порядка 100 мм. В этой зоне донный сигнал изменяется неравномерно и в середине стыка может иметь даже большее значение чем вне стыка.
Основные параметры контроля при использовании эхо-импульсного метода контроля:
Рабочая частота f = 2,5 МГц, допустимая погрешность составляет ±10%.
Угол ввода ультразвука α = 50˚, допустимая погрешность составляет ±2˚.
Диаметр пьезопластины 2а = (12±1)мм.
Условная чувствительность по СО-2 (СО-3Р) Ку = 24 Дб (1 мм2).
Требования к дефектоскопу:
- наличие развертки типа А;
- наличие глубиномера;
- аттенюатор (с шагом 2 Дб);
- звуковой индикатор.
Последовательность прозвучивания сварного стыка на РСП:
1. Перья подошвы сверху;
2. Подошва снизу;
3. Шейка сбоку (с двух сторон);
4. Головка сбоку(с двух сторон);
5. Головка с поверхности катания;
6. Шейка с поверхности катания.
Последовательность прозвучивания сварного стыка в пути:
1. Головка;
2. Шейка;
3. Перья подошвы сверху.
Задачи по повышению эффективности СНК рельсов на РСП
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.