Дефект и его характеристики. Контроль качества продукции. Элементы общей теории неразрушающего контроля. Системы НК на ответственных объектах железнодорожного транспорта, страница 6

Реализуемая техническая эффективность средств обуславливается квалификацией персонала и организацией процесса контроля.

По данным за 2002 год на 1000 км пути выявлено дефектов:

Поиск-10Э – 6,6 (ΔG = 0,5);

АМД – 3,7 (ΔG = 0,62);

СВД – 2,5 (ΔG = 0,7).

Основные причины низкой реальной эффективности мобильных средств является низкая стабильность акустического контакта (которая уменьшается с увеличением скорости контроля) и недостаточно высокий уровень квалификации персонала.

Основные пути повышения эффективности СНК рельсов

1.  Обеспечение необходимого уровня квалификации персонала и специалистов;

2.  Создание специальных курсов повышения квалификации специалистов;

3.  Повышение квалификации на 11 уровень руководящего состава цехов дефектоскопии и мобильных средств НК;

4.  Разработка и внедрение центрирующих и искательных систем, обеспечивающих стабильный акустический контакт;

5.  Улучшение организации эксплуатации мобильных средств с целью обеспечения стабильного акустического контакта.

15.12.02

СНК рельсов на РСП

Рельсосварочные предприятия в процессе работы выполняют:

- восстановление старых, но еще годных рельсов (старогодных);

- сварка новых длинномерных плетей.

Для входного контроля старогодных рельсов возможно применение следующих систем:

А. Контроль рельса, поверхность катания которого очищена, с помощью типовых УЗД (Авикон-01, РДМ-2), искательные системы которых используются для НК данного рельса;

Б. Контроль на стенде, созданном на базе дефектоскопа, оснащенного краскоотметчиком, через который проходит рельс, поверхность катания которого очищена или механически обработана для восстановления профиля головки;

В. Стенды для автоматического НК на базе ЭМАП с обработкой информации посредством ПК.

Второй и третий пункты находятся на стадии опытного использования.

На стадии входного контроля проводится подборка рельсов, включающая в частности подборку степени вертикального износа, для чего разработаны специальные портативные толщиномеры.

Контроль качества процесса сварки осуществляется посредством ПК или сварщиком по показаниям приборов, а также путем излома контрольных образцов сварного стыка на гидравлическом прессе.

Сварной стык после термообработки с целью восстановления твердости металла головки в зоне стыка контролируют путем измерения твердости прессом Бринеля или посредством акустического твердомера.

Приемочный контроль каждого стыка ведется на контрольном посту и включает в себя:

1.  НК качества обработки выдавленного металла и прямолинейность плети в области сварки;

2.  Визуальный НК стыка с целью обнаружения поверхностных трещин, которые, как правило, не обнаруживаются при УЗК;

3.  УЗК.

Методика УЗК сварного стыка

УЗК преследует выявление дефектов различного типа (рыхлость, кратерная усадка, свищ, непровар, трещины, силикатные включения) любого размера в пределах чувствительности метода, кроме силикатных включений. Дефекты типа "холодная сварка" при УЗК не обнаруживаются. Дефекты всех видов относятся к виду "недопустимые".

При обнаружении дефекта стык подлежит вырезке и заваривается заново.

При контроле сварных стыков рельсов ЗТМ не применяется в связи с тем, что металл при сварке достаточно сильно изменяет свои свойства. Зона термического влияния составляет порядка 100 мм. В этой зоне донный сигнал изменяется неравномерно и в середине стыка может иметь даже большее значение чем вне стыка.

Основные параметры контроля при использовании эхо-импульсного метода контроля:

Рабочая частота f = 2,5 МГц, допустимая погрешность составляет ±10%.

Угол ввода ультразвука α = 50˚, допустимая погрешность составляет ±2˚.

Диаметр пьезопластины 2а = (12±1)мм.

Условная чувствительность по СО-2 (СО-3Р) Ку = 24 Дб (1 мм2).

Требования к дефектоскопу:

- наличие развертки типа А;

- наличие глубиномера;

- аттенюатор (с шагом 2 Дб);

- звуковой индикатор.

Последовательность прозвучивания сварного стыка на РСП:

1.  Перья подошвы сверху;

2.  Подошва снизу;

3.  Шейка сбоку (с двух сторон);

4.  Головка сбоку(с двух сторон);

5.  Головка с поверхности катания;

6.  Шейка с поверхности катания.

Последовательность прозвучивания сварного стыка в пути:

1.  Головка;

2.  Шейка;

3.  Перья подошвы сверху.

Задачи по повышению эффективности СНК рельсов на РСП