Дефект и его характеристики. Контроль качества продукции. Элементы общей теории неразрушающего контроля. Системы НК на ответственных объектах железнодорожного транспорта, страница 5

69.2 – коррозионно-усталостная трещина в подошве рельса.

Все типы дефектов разделены на два вида: ОДР (остродефектный рельс) и ДР (дефектный рельс). Однако целесообразно ввести третий вид – ЗДР (значительный дефектный рельс).

Рельсы вида ОДР подлежат немедленной замене во внеплановом порядке. Дефектные рельсы заменяют по плану.

Все дефекты, представляющие собой трещины, являются продольными или поперечными. Причем продольные трещины могут быть горизонтальными или вертикальными.

Методы НК

Магнитные методы (магнито-индукционный, магнито-феррозондовый) применяются для обнаружения поверхностных и приповерхностных дефектов и не позволяют контролировать сварные стыки.

Ультразвуковые методы делятся на методы отражения и прохождения.

К первым относится эхо-импульсный метод, который применяется для поиска поперечных трещин головки рельсов при сплошном контроле. Сильно развитые поперечные трещины с зеркально-отражающей поверхностью могут быть не выявлены. Кроме того, эхо метод применяется для поиска трещин в стенках болтовых отверстий и дефектов кода 69. Для контроля сварных стыков используется ручное сканирование.

Зеркально-теневой метод, относящийся к методам прохождения, используется для выявления поперечных трещин с зеркально отражающей поверхностью расположенных в зоне шейки и ее продолжения в головку и подошву. ЗТМ – единственный метод НК обнаруживающий вертикальные трещины при прозвучивании рельса с поверхности катания.

Достоверность результатов сплошного непрерывного контроля рельсов определяется:

1.  Принятой схемой прозвучивания;

2.  Значениями основных параметров контроля;

3.  Алгоритмом выделения совокупности сигналов и помех.

02.12.02

Классы и подклассы средств НК рельсов в пути

Класс 1: Мобильные

1.1.  Требующие прицепки к локомотиву (вагоны-дефектоскопы);

1.2.  Самоходные по ЖД путям (автомотрисы дефектоскопные);

1.3.  Самоходные на комбинированном ходу (локомобили).

Класс 2: Съемные УЗ дефектоскопы

2.1.  Съемные дефектоскопы II поколения (Поиск-2Э, Поиск-10Э);

2.2.  Съемные микропроцессорные дефектоскопы (Авикон-01, РДМ-2);

2.3.  Съемные микропроцессорные дефектоскопы со сплошной регистрацией результатов НК (АДС-02, РДМ-2Р, Авикон-01Р).

Класс 3: Съемные УЗ дефектоскопы для НК рельсов в труднодоступных местах и отдельных участков рельсов

3.1.  Со сплошным сканированием (РДМ-1, DiO-562Р);

3.2.  С пошаговым сканированием (Поиск-4, Поиск-14).

Класс 4: Портативные дефектоскопы для ручного контроля сварных, болтовых стыков и отдельных сечений

4.1.  Дефектоскопы микропроцессорные без регистрации (РДМ-3, Пеленг УД2-102);

4.2.  Дефектоскопы микропроцессорные с регистрацией основных параметров и результатов НК (Пеленг, УД4Т).

Дефектоскопические комплексы

ДК-1: [УРД-58] + [МРД-66] – до 1970г;

ДК-11: [Поиск] + МВД, УЗВД – 1970г;

ДК-111: УАМД [ПЭП] + [Поиск] – с 1997г;

ДК-1V: САМД [ПЭП] + [Авикон-01, РДМ-2] – с 2001г;

ДК-V: САМД [ПЭП] + [Авикон-01Р, РДМ-2Р, АДС].

Для оценки потенциальной эффективности средств НК введен потенциальный критерий оценки эффективности Q, отражающий соотношение технической эффективности ΔG средства и суммарных затрат ЭΣ,   благодаря которым была достигнута эта эффективность:

, где P(Bk/Cj) – вероятность выявления дефекта типа "к" при использовании системы НК Сj;

f(k) – вероятность возникновения к дефектов типа "к";

ЭDj – затраты на амортизацию средства;

ЭKj – затраты на зарплату и соответствующие накладные расходы;

ЭBj – затраты на вспомогательные операции;

ЭПj – вероятные убытки от перебраковки.

09.12.02

Для расчета технической эффективности ΔG средства используют условную вероятность P*(Bk/Cj) обнаружения дефекта типа "к" средством, которую принимают равной 0,9 если схемой прозвучивания предусмотрено обнаружение данного дефекта. Если обнаружение данного дефекта предусмотрено двумя схемами прозвучивания, то условная вероятность принимается равной 0,99; если тремя – 0,999. P*(Bk/Cj) = 0, ели выявление данного дефекта не предполагается.

При ручном контроле в специализированных условиях ΔG стремится к единице. При сплошном контроле возможности средства резко сокращаются и ΔG в зависимости от типа средства составляет от 0,25 (МВД) до 0,75 (СВД).