Дефект и его характеристики. Контроль качества продукции. Элементы общей теории неразрушающего контроля. Системы НК на ответственных объектах железнодорожного транспорта, страница 3

  1. На предприятии используется некоторая система , включающая  ( - количество применяемых вариантов методов, используемых на предприятии;  - число возможных вариантов методов, используемых на предприятии). Действующая система удовлетворяет потребителя и поставщика продукции. Затраты на действующую систему ,   тоже удовлетворяет потребителя и поставщика продукции. Рациональной СНК для предприятия станет та, при которой  при .
  2. Возникновение аварийной ситуации в объекте сопряжено с катастрофой или убытками, неподдающимися определению, при этом экономические затраты ограничиваются  . Рациональной системой будет такая, при которой  при .
  3. Заданы значения минимально допустимой вероятности  невозникновения аварийной ситуации в объекте. Также известно ,  тогда условие рациональной схемы выглядит следующим образом:  при .
  4. Объект контроля такой, что стоимость перебраковки и недобраковки  конечны и соизмеримы.

, где  - суммарные затраты;

 - затраты на контроль;

 - затраты на дополнительные (вспомогательные) операции;

F– стоимость перебраковки одного изделия;

 - вероятность перебраковки;

 - вероятность недобраковки.


04.11.2002

3.  Системы НК на ответственных объектах железнодорожного транспорта.

Технические объекты железнодорожного транспорта являются типичными представителями данного этого класса, наиболее трудоемки для дефектоскопии.

3.1.  Классификация объектов железнодорожного транспорта, подлежащих неразрушающему контролю.

ЦП – департамент пути и сооружений;

ЦВ – департамент вагонного хозяйства;

ЦТ – департамент локомотивного хозяйства;

ЦЭ – департамент энергетического хозяйства.

 


Объект

С-мы

Рельсы

3

Стрелочные переводы

1

Лист

1

Сварные соединения

1

Оси

2

Колеса

2

Литье

1

Ж/б конструкции

1

Виды объектов железнодорожного транспорта, подлежащих НК:

  1. рельсы, при изготовлении, эксплуатации, восстановлении и сварке;
  2. листовой прокат при производстве, а иногда вручную при входном контроле листа;
  3. сварные соединения;
  4. оси подвижного состава;
  5. бандажи и колеса;
  6. литые детали подвижного состава;
  7. опоры, изоляторы, арматура.

СНК Рельсов

Р65

Р65К

Высота рельса

Н

180

181

Высота шейки

h

105

105

Ширина головки

b

75

75

Ширина подошвы

B

150

150

Толщина шейки

e

18

18

Высота пера

m

11,2

11,2

Размеры и допуски оговорены в

ГОСТ Р51685-2000.

Рельсы могут быть:

  1. Высшего качества (термоупрочненные, индекс В)
  2. Термоупрочненные (индекс Т1,Т2)
  3. Нетермоупрочненные (индекс Н)

11.11.2002

Типы дефектов в рельсах при их производстве

По природе возникновения дефектов их делят на три группы:

1.  Дефекты слитка;

2.  Дефекты прокатки;

3.  Дефекты слитка-прокатки.

Классификация дефектов отображаются в специальных альбомах. На каждом металлургическом комбинате используют свои альбомы.

Виды дефектов

Дефекты разделяют на два вида:

- допустимые

- брак  (недопустимые, критические)

Также используется термин "второй сорт" – со значительными дефектами, но рельсы идут в эксплуатацию на ненагруженных участках.

Методы выявления дефектов

При выявлении внутренних дефектов используют ультразвуковые методы и просвечивание.

По результатам исследования наиболее эффективным методом обнаружения дефектов в виде структурных неоднородностей является зеркально-теневой метод УЗК. Для выявления сосредоточенных несплошностей (пузырей, флокенов) эффективен эхо-метод.

Для контроля геометрических параметров рельсов могут быть использованы оптические методы.