Дефект и его характеристики. Контроль качества продукции. Элементы общей теории неразрушающего контроля. Системы НК на ответственных объектах железнодорожного транспорта, страница 4

Рельсы в России производятся на металлургических заводах в Нижнем Тагиле (НТМК) и Новокузнецке (КМК). Неразрушающий контроль проводят только зеркально теневым методом с использованием ЭМА-преобразователей: f=1,6÷1,7МГц, чувствительность Кс по второму донному сигналу для сырых рельсов составляет -10дБ и для объемно-закаленных -14дБ.

Дефектное сечение отмечается краской.

Факт контроля отмечается краскоотметчиком в виде полосы на шейке рельса при выходе из зоны контроля.

В последнее время на КМК введен ЗТ метод контроля рельсов в области головки, при котором признаком обнаружения дефекта является ослабление одновременно первого и второго донного сигнала в определенне число раз.

Действующая система НК рельсов на металлургических заводах не гарантирует обнаружение всех недопустимых дефектов.

Недостатки ЗТМ

1) Не позволяет обнаруживать структурные неоднородности в рельсе;

2) Отсутствие наклонного прозвучивания рельса с целью выявления плоскостных несплошностей, ориентированных нормально к продольной оси рельса.

Задачей по повышению надежности НК при производстве рельсов является создание и введение комплекса предусматривающего зеркально-теневой метод контроля на базе ЭМАП; эхо-импульсный метод на базе ПЭП, возбуждающих упругие колебания нормально к поверхности, а также вихретоковый или другой метод поиска поверхностных и приповерхностных дефектов; контроль плоскостности поверхности катания рельсов.

18.11.02.

Системы контроля рельсов в пути

Типы дефектов (а не их виды) кодированы по определенной системе:

ХХ.Х                 месторасположение дефекта по длине рельса

 


природа образования дефекта расположение дефекта по сечению рельса

Первая цифра:

1 - отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;

2 - поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;

3 - продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;

4 - пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);

5 - дефекты и повреждения шейки рельса;

6 - дефекты и повреждения подошвы рельса;

7 - изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);

8 - изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;

9 - прочие дефекты и повреждения перьев.

Вторая цифра:

0 - дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;

1 - дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек - строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;

2 - дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;

3 - дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;

4 - дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения преэдов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;

5 - дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т. п.);

6 - дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями;

7 - дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;

8 - дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;

9 - дефекты, вызванные коррозией или другими, не перечисленными выше причинами.

Примечания. 1, Буквы "В" и "Г" после второй цифры означают соответственно "вертикальную" и "горизонтальную" ориентацию дефекта (трещины) в рельсе.

Третья цифра:

1 - в стыке (на расстояние до 75 см от торца);

2 - вне стыка;

3 - в зоне контактной стыковой сварки рельсов.

Примечания. 1. Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть расположен в любом месте по длине рельса.

Пример: 21.2 – поперечная контактно-усталостная трещина в головке рельса, расположенная вне стыка;

53.1 – трещина в шейке от болтового отверстия;