Рельсы в России производятся на металлургических заводах в Нижнем Тагиле (НТМК) и Новокузнецке (КМК). Неразрушающий контроль проводят только зеркально теневым методом с использованием ЭМА-преобразователей: f=1,6÷1,7МГц, чувствительность Кс по второму донному сигналу для сырых рельсов составляет -10дБ и для объемно-закаленных -14дБ.
Дефектное сечение отмечается краской.
Факт контроля отмечается краскоотметчиком в виде полосы на шейке рельса при выходе из зоны контроля.
В последнее время на КМК введен ЗТ метод контроля рельсов в области головки, при котором признаком обнаружения дефекта является ослабление одновременно первого и второго донного сигнала в определенне число раз.
Действующая система НК рельсов на металлургических заводах не гарантирует обнаружение всех недопустимых дефектов.
Недостатки ЗТМ
1) Не позволяет обнаруживать структурные неоднородности в рельсе;
2) Отсутствие наклонного прозвучивания рельса с целью выявления плоскостных несплошностей, ориентированных нормально к продольной оси рельса.
Задачей по повышению надежности НК при производстве рельсов является создание и введение комплекса предусматривающего зеркально-теневой метод контроля на базе ЭМАП; эхо-импульсный метод на базе ПЭП, возбуждающих упругие колебания нормально к поверхности, а также вихретоковый или другой метод поиска поверхностных и приповерхностных дефектов; контроль плоскостности поверхности катания рельсов.
18.11.02.
Системы контроля рельсов в пути
Типы дефектов (а не их виды) кодированы по определенной системе:
ХХ.Х месторасположение дефекта по длине рельса
природа образования дефекта расположение дефекта по сечению рельса
Первая цифра:
1 - отслоения или выкрашивания металла на поверхности катания головки рельса;
2 - поперечные трещины в головке рельса и изломы из-за них;
3 - продольные горизонтальные и вертикальные трещины в головке рельса;
4 - пластические деформации (смятие), вертикальный, боковой и неравномерный износ головки рельса (длинные волны и рифли);
5 - дефекты и повреждения шейки рельса;
6 - дефекты и повреждения подошвы рельса;
7 - изломы рельса по всему сечению (исключая изломы, учитываемые в структуре кода под цифрой 2);
8 - изгибы рельса в вертикальной и горизонтальной плоскостях;
9 - прочие дефекты и повреждения перьев.
Вторая цифра:
0 - дефекты, связанные с отступлениями от технологии производства рельсов;
1 - дефекты, зависящие от металлургического качества рельсовой стали (местные неметаллические включения, вытянутые вдоль направления прокатки в виде дорожек - строчек) и связанной с этим недостаточной контактно-усталостной прочностью рельсового металла;
2 - дефекты, связанные с некачественной обработкой торцов;
3 - дефекты, связанные с нарушением требований инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, а также с нарушением в технологии обработки болтовых отверстий рельсов металлургическими комбинатами, линейными подразделениями и промышленными предприятиями путевого хозяйства дорог;
4 - дефекты, связанные с усиленным специфическим воздействием подвижного состава на рельсы (боксование, юз, ползуны и др.), в том числе и из-за нарушения режимов вождения преэдов или из-за недостатков в содержании экипажной части подвижного состава;
5 - дефекты рельсов, полученные в результате механических воздействий на рельсы (удар инструментом, рельса о рельс и т. п.);
6 - дефекты в зоне сварных стыков, связанные с недостатками и нарушениями;
7 - дефекты, связанные с недостатками технологии закалки рельсов;
8 - дефекты, связанные с недостатками и нарушениями технологии наплавки рельсов или приварки рельсовых соединителей;
9 - дефекты, вызванные коррозией или другими, не перечисленными выше причинами.
Примечания. 1, Буквы "В" и "Г" после второй цифры означают соответственно "вертикальную" и "горизонтальную" ориентацию дефекта (трещины) в рельсе.
Третья цифра:
1 - в стыке (на расстояние до 75 см от торца);
2 - вне стыка;
3 - в зоне контактной стыковой сварки рельсов.
Примечания. 1. Отсутствие третьей цифры в коде классификатора означает, что дефект может быть расположен в любом месте по длине рельса.
Пример: 21.2 – поперечная контактно-усталостная трещина в головке рельса, расположенная вне стыка;
53.1 – трещина в шейке от болтового отверстия;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.