Совершенствование экономических методов управления, на примере вспомогательного подразделения отдела связи электромеханического завода, страница 8

Разработано:

69 бюджетов подразделений;

9 бюджетов функциональных;

2 бюджета консолидированных (по статьям затрат и в структуре).

Разработан и утвержден Регламент подготовки, согласования, утверждения и исполнения консолидированного бюджета на 2002 год.

Всем подразделениям установлены показатели, как по доходам, так и по расходам. Расчеты велись с учетом специфики каждого подразделения. При этом подразделениям включались в бюджет только те расходы, на величину которых они могут влиять. Исключены расходы по амортизации, начисления единого социального налога, лизинговые платежи.

Все бюджеты прошли защиту на общезаводской бюджетной комиссии.

Создание замкнутого процесса бюджетирования решалось двумя путями от частного к общему и от общего к частному. Это значит, работа велась параллельно; с одной стороны разрабатывались бюджеты подразделений, с другой  - шел расчет сводного бюджета по предприятию по элементам доходной и расходной частям. При разработке бюджетов был выбран оптимальный вариант: доходы = расходам

3.1.    Производство и реализация.

2002 год.    Объем товарной продукции в 2002 г. составил 588,8 млн. руб., это на 24,5 млн.руб. меньше, чем в 2001 г., темп роста – 96,0 %, однако выполнение плана производства товарной продукции  составило 99,1 % (табл.1, рис.1), в том числе:

–  спецпродукция – 395,8 млн. руб. (падение к 2001 году на 7,7 %);

–  гражданская продукция – 138,6 млн.руб. (рост к 2001 году на 4,1 %);

–  ТНП – 42,3 млн. руб. (рост к 2001 году на 1,2%);

–  прочая товарная продукция – 11млн. руб. (рост к 2001 году на 25,0 %);

–  услуги связи – 1,1 млн. руб. (рост к 2001 году на 57,2 % за счет повышения объемов предоставляемых услуг и тарифов ).

Таблица 1


Выполнение производственной программы в 1999-2002 гг.

Показатели

1999 г., факт д.ц.

2000 г.,

факт

д.ц.

2001 г., факт

д. Ц.

2002 год

2002 г. в % к 2001 в действ. Ценах

План

Факт

% выполнения плана

Товарная продукция

555,7

543,8

613,3

594,5

588,8

99,1

96,0

- спецпродукция

442,0

368,0

428,9

365,4

395,8

108,3

92,3

- гражданская продукция

73,8

123,1

133,1

159,3

138,6

87,0

104,1

- ТНП

32,8

44,8

41,8

59,3

42,3

71,3

101,2

- прочая товарная продукция

6,8

7,4

8,8

9,5

11,0

119,6

125,0

- услуги связи

0,3

0,5

0,7

1,0

1,1

110,0

157,2


Рис.1. Динамика товарной продукции в структуре в 1999-2002 гг.

2001 год.    Объем товарной продукции в 2001 г. составил 613,3 млн. руб., это на 69,5 млн. руб. больше, чем в 2000 г., темп роста - 112,8 % в том числе:

–  спецпродукция – 428,9 млн. руб. (рост к 2000 году на 16,6 %);

–  гражданская продукция – 133,1 млн.руб. (рост к 2000 году на 8,1 %);

–  товары народного потребления – 41,8 млн. руб. (падение к 2000 году на 6,7 %);

–  прочая товарная продукция – 8,8 млн. руб. (рост к 2000 году на 18,9%);

–  услуги связи – 0,7 млн. руб. (рост к 2000 году на 40,0 % за счет повышения объемов предоставляемых услуг и тарифов ).

Основная причина падения объемов в 2001 г. - это недостаточная гибкость производства ТНП в условиях рынка, а также  низкое качество литья.

Положительным моментом является обновление ассортимента замочной продукции.