Для полного равновесия системы необходимо, чтобы все корни имели отрицательную действительную часть. Для свайных конструкций, как правило, достаточно учесть частоты ниже 15 Гц.
Исследование корней уравнений движения позволяет
установить устойчивость в малом, т.е. при малых амплитудах. Однако с ростом
амплитуда все более проявляется нелинейность системы: при достижении
достаточных скоростей относительного движения прочность льда переходит в зону
стабилизированного (постоянного) значения характеристики и эффект негативного трения
исчезает. В результате рост амплитуды замедляется и колебания стремятся к
предельному циклу. Таким образом, характеристики предельного цикла могут быть
получены путем интегрирования уравнения движения (6.3). Существование
предельного цикла вытекает из соображений энергетического баланса системы.
Энергия, отбираемая сооружением у ледяного поля не может расти неограниченно с
ростом амплитуды, тогда как диссипация энергии за счет демпфирования монотонно
возрастает. Рано или поздно система приходит в состояние, когда изменение
полной энергии системы равно нулю за один цикл колебаний.
Режим колебаний сооружения может быть неустановившимся, установившимся с постоянной амплитудой и частотой и случайным (со случайной частотой и амплитудой). Последний является наиболее общим случаем, однако с точки зрения надежности сооружений наиболее опасным является установившийся режим из-за возможности резонансных колебаний (особенно на низких собственных частотах). Верхняя граница частоты колебаний под действием льда может быть определена по формуле
(1.2.4)
где К - изгибная жесткость конструкции на уровне действия льда, остальные обозначения прежние. Эта формула не учитывает деформацию льда и инерцию системы
В рамках общепринятой теории автоколебаний
модель Маатенена не имеет достаточно четкой математической формулировки, не
выделен нелинейный член в уравнении (1.2.3), который обеспечивает устойчивость
системы и наличие предельного цикла. Характеристика внешнего трения (нагрузка
как функция относительной скорости F(V)) принимается подобной изменению
предельной прочности образца на одноосное сжатие в зависимости от скорости его
загружения. Модель описывает идеализированный физический процесс, при котором в
каждый момент времени имеет место непрерывное предельное состояние,
предшествующее дроблению льда в зоне контакта, причем усилие при начальном
дроблении определяется величиной Vr и заданной прочностью образца . В то же время в реальных
условиях этот колебательный процесс протекает при условиях взаимодействия опоры
с разрушенными и неразрушенными зонами льда, зависящими от геометрических,
кинематических и физических параметров льда и габаритов сооружения.
При моделировании использовался лед с уретановыми добавками для снижения изгибной прочности и модуля деформации в соответствии с линейным масштабом моделирования 1:10. При моделировании ледяное поле надвигалось на модель сооружения, геометрическая жесткость которого варьировалась за счет изменения закрепления конструкции по высоте в различных опытах. Для измерения усилий и ускорения применялись датчик напряжений и акселерометры с соответствующей регистрирующей аппаратурой. Диаметр модели опоры во всех опытах был одинаковым – 103 мм. Скорость движения ледяного поля при моделировании плавно возрастала от 3 до 100 мм/с. Жесткость модели конструкции составляла 1,25 и 8,1 кН/мм.
На рис.2 (а, б, в) приведены примеры записей ледовой нагрузки в опытах на моделях опор с разной частотой собственных колебаний.
При малых скоростях движения ледяных полей все записи нагрузок имеют пилообразный вид (релаксационные колебания). С увеличением скорости возникают гармонические колебания моделей с частотой, близкой к нижней собственной частоте w1 независимо от характера разрушения ледяного поля перед моделью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.