Многоцикловое и истирающее воздействия дрейфующего ледяного покрова на морские гидротехнические сооружения (Взаимодействие вертикальных опор со льдом), страница 2

Для аналитического описания процесса взаимодействия используются несколько моделей автоколебаний льда и сооружения, основанных на разных расчетных предпосылках и допущениях.

Модель Матлока [  ]. Близкие к релаксационным колебания опоры могут быть достаточно хорошо описаны с помощью известной модели Матлока [  ]. Механический аналог этой модели приведен на рис.6.1. Ледовое поле представляется в виде “гребенки” с упругими зубьями, которая движется со скоростью V, причем зубья вступают в контакт с сооружением и при критических деформациях dкр разрушаются. Значение dкр может зависеть от скорости деформации [  ] и изменяться от цикла к циклу. Эта модель соответствует идеальной безынерционной модели упругохрупкого разрушения льда с нулевым значением сил сопротивления льда при значении скорости его смещения относительно опоры, отличной от нуля.

Возможны модификации модели Матлока, например, вместо dкр может быть принято предельное значение нагрузки (прочности зубьев “гребенки”), а под Р можно понимать размер зоны разрушения льда перед опорой [ ]. Модель Матлока имеет простой механический смысл и нашла достаточно широкое применение в исследованиях при интерпретации результатов опытов [   ].

Рис.1. Механический аналог взаимодействия льда и сооружения (схема Матлока [  ])

Модель Маатененна [  ]. Наибольшее развитие динамический метод взаимодействия льда и сооружения с позиций автоколебаний получил в работах Маатененна [  ]. В основу теоретических рассуждении Маатенена положен экспериментальный факт наличия у кривой Rc(f) или  двух ветвей-нарастания прочности при малых значениях и уменьшения прочности с ростом при больших скоростях загружения. В связи с этим при увеличена скорости движения опоры относительно льда внешнее воздействие может убывать (как функция скорости нагружения), что и является причиной возникновения автоколебаний. В рамках теории автоколебаний этот эффект трактуется как увеличение негативного трения в системе.

Для оценки прочности льда от скорости относительного движения Vr принята зависимость

,                                                               (1.2.2)

где D - диаметр опоры;

- эмпирическая зависимость прочности на одноосное сжатие от ;

q- полярный угол;

Vr - скорость движения опоры относительно ледяного поля, определяемая зависимостью;

, при этом

- скорость движения ледяного поля;

- движения кромки льда и опоры в точке контакта n.

По значению  оценивается значение нагрузки F. При решений  практических задач для гибких опор значением пренебрегают. Уравнение автоколебаний опоры при взаимодействии со льдом представляется в виде [ 277 ]

,                                        (1.2.3)

где  - матрицы жесткости, демпфирования (позитивного трения) и масс;

- постоянная нагрузка при скорости движения льда V0;

[j] - матрица негативного трения, которая изменяется с ростом амплитуды и скорости нагружения в соответствии с (2).

Амплитуду колебаний определяет соотношение позитивного и негативного демпфирования ([d]-[j]) в системе. Позитивное демпфирование системы включает в себя внутреннее трение самой конструкции и основания, гидро- и аэродинамическое сопротивление, трение льда и сооружение, а также диссипацию энергии при разрушении льда на обломки.

Гидродинамическое сопротивление и внутреннее трение в системе изменяется от 2 до 10%. Следует принимать для сооружений в воде без учета льда эти величины равными 3-6% для низких частот собственных колебаний. Колебания возникают в случае динамической неустойчивости системы (3). Условия устойчивости определяются комплексно-сопряженными парами корней линеаризованных уравнений движения, например для j-формы

, где - демпфирование; wj - угловая скорость.

Если рj<0, колебания затухают по экспоненте, и нагрузка F во времени постоянна. Если рj>0, колебания нарастают экспоненциально и возникают автоколебания, причем для этого достаточно минимального отклонения системыот положительного равновесия (например, за счет флюктаций прочности во льду).