Анализ основных средств и эффективности их использования в акционерном обществе, страница 3

При написании бакалаврской работы были использованы следующие методы: изучение методической литературы, обобщение опыта, накопленного в результате практической деятельности, классификация, структурирование материала, сравнение, анализ.      


1 Технико-экономическая характеристика акционерного общества

1.1  Организационно-технический уровень организации

На рубеже XX и XXI вв. в России начался процесс реформирования железнодорожного транспорта в целях повышения качества и эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики. Так, в результате реформирования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») путем выделения подвижного состава в отдельную компанию в июле 2007 года было образовано открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») [12]. В настоящее время это крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» была создана с целью обеспечения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности грузовых перевозок, и как следствие, получения дополнительных средств на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» выступило ОАО «РЖД» [18]. Общество получило от своего учредителя 200 000 вагонов, таким образом, компания стала монополистом со стороны частных операторов  [13]. В нашем регионе Новосибирский филиал компании был создан в декабре 2007 года.

Общество активно развивалось и расширялось территориально, в апреле 2008 г. образовано дочернее предприятие ООО «Первая грузовая компания в Украине» (ПГК в Украине), а в декабре 2009 г. ОАО «Первая грузовая компания» и «VR-Group» создали совместное предприятие «Freight One Scandinavia Ltd» на территории Финляндии [16].

Показатели работы компании подтверждают правильно выработанную стратегию развития, о чем свидетельствует рейтинг ведущих российских компаний «Эксперт-400» в 2010 г. и версия Российского союза промышленников и предпринимателей в 2011 г.

Решающими для компании в расширении бизнеса стали 2011-2012 гг., в этот период РЖД продала все акции ОАО «ПГК» ООО «Независимой транспортной компании», входящей в транспортный холдинг Universal Cargo Logistics Holding (UCLH), принадлежащий предпринимателю Владимиру Лисину [18]. Международная транспортная группа UCLH объединяет крупного железнодорожного оператора с филиальной сетью на всей территории России, компании, осуществляющие погрузку и выгрузку судов  на северо-западе и юге страны, а также Волжское, Северо-Западное и Западное пароходства, ряд других судоходных и логистических активов. ОАО «ПГК» входит в состав железнодорожного направления (UCL Rail) группы [16].

Для сохранения долгосрочного лидерства, обеспечения возможности дальнейших инвестиций и постоянного роста стоимости бизнеса в интересах акционеров и сотрудников в 2012 г. во всех подразделениях компании был запущен комплексный проект по внедрению принципов «Бережливого производства», предполагающих оптимизацию бизнес-процессов и сокращение непроизводительных расходов через минимизацию потерь времени и ресурсов при осуществлении операционной деятельности на всех этапах [16].

С целью упрощения организационной структуры для повышения инвестиционной привлекательности компании летом 2013 года было принято решение присоединить ООО «НТК» к ОАО «ПГК». Так, в результате реорганизации 22 октября 2013 зарегистрирован Устав ОАО «НТК», впоследствии переименованного в АО «ПГК» [16].

Одним из условий полномасштабного развития бизнеса и эффективного использования активов компании является последовательная трансформация АО «ПГК» из национальной компании в международную, предоставляющую широкий спектр услуг российским и зарубежным клиентам на всей территории стран СНГ и Балтии, Европейского Союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и др. С этой целью компания создает новые дочерние предприятия в разных регионах, участвует в образовании совместных предприятий в других странах. Так, в апреле 2014 г. Совет директоров АО «ПГК» принял решение о создании дочернего предприятия на территории Республики Казахстан. Корпоративная структура АО «ПГК» отражена на рисунке 1.