Разработка мероприятий по предупреждению банкротства, страница 3

Наиболее известны пятифакторные модели, разработанные Альтманом для прогнозирования банкротства достаточно успешных корпораций и компаний, акции которых не котировались на бирже.

Модель, предназначенная для прогнозирования банкротства корпораций, имеет следующий вид:

                     Z = 1,2Х + 1,4Х2 + 3,3Х3 + 0,6Х4 + Х5.                                (3.5)

Для неблагополучных компаний, акции которых не котируются на бирже, была предложена следующая модель Z – счета:

                Z = 0,717Х + 0,847Х2 + 3,107Х3 + 0,42Х4 + 0,995Х5,              (3.6)

где Z – функция от Х … Х5;

0,6 – 3,3 – коэффициенты регрессии при Х.

Для правильной интерпретации полученных значений  Z – счета используют шкалы оценки вероятности банкротства, которые представлены в табл. 3.2, 3.3.

Наибольшее затруднение у аналитиков вызывает диапазон значений 1,81 – 2,7, названный «туманной областью». В этих границах расположено критическое значение Z – счета, которое по расчетам Альтмана равно 2,675. С этим уровнем следует сопоставить расчетное значение Z – счета по конкретному предприятию.

Таблица 3.2

Шкала оценки вероятности банкротства корпорации

Значение Z – счета

Вероятность банкротства

1

2

До 1,80

Очень высокая

1,81 – 2,70

Высокая

2,71 – 2,99

Возможная

3,00 и выше

Незначительная

Таблица 3.3

Шкала оценки вероятности банкротства компаний,

 акции которых не котируются на бирже

Значение Z – счета

Вероятность банкротства

1

2

До 1,22

Очень высокая

1,23 – 2,89

Возможная

2,9 и выше

Незначительная

1,23

Критическое (пограничное) значение

Такая методика позволяет проранжировать (разгруппировать) предприятия по степени близости к банкротству и сформулировать выводы о его возможности в будущем для одних (если Z < 2,675) или об устойчивом положении других организаций (если Z > 2,675).

Приведенные модели включают пять наиболее значимых финансовых коэффициентов:

·  Х1 – отношение чистого оборотного капитала к сумме всех активов (отражает степень ликвидности активов организации);

·  Х2 – уровень рентабельности активов как отношение нераспределенной прибыли к средней стоимости используемых активов (показывает степень генерирования прибыли);

·  Х3 – отношение прибыли до уплаты налогов (прибыли до налогообложения) к средней стоимости используемых активов (отражает достаточность собственных доходов для возмещения текущих затрат и формирования прибыли);

·  Х4 – соотношение рыночной стоимости акций (собственного капитала к рыночной оценке) и заемного капитала в балансовой оценке для корпораций и балансовой стоимости акций – для неустойчивых фирм;

·  Х5 – отношение чистой выручки от продаж к средней стоимости активов (характеризует оборачиваемость активов).

В отечественной практике существуют различные мнения по поводу расчета первого и четвертого показателей. В числителе первого коэффициента отражается величина чистого оборотного капитала как разница между оборотными активами и краткосрочными обязательствами. В.В. Ковалев и О.Н. Волкова считают правомерным использовать здесь величину собственных оборотных средств. Л.В. Донцова и Н.А. Никифорова предлагают в знаменателе первого коэффициента использовать не общую величину активов, а сумму всех обязательств.

Наибольшую техническую трудность вызывает расчет четвертого показателя, т.к. сложным является определение рыночной стоимости акций. Поэтому аналитики предлагают вместо нее использовать величину собственного капитала, либо сумму уставного и добавочного капитала, либо величину чистых активов организации.

Методика оценки  Z – счета включает следующие этапы: