Организация текущего отцепочного ремонта на предприятиях эксплуатационного сектора вагонного хозяйства, страница 8

1233

Рисунок 4.3 - Диаграмма Парето

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее важными факторами, приводящими к появлению дебиторской и кредиторской задолженности, являются первые четыре, а именно: длительный документооборот, отсутствие централизованной базы договоров подвижного состава, отсутствие транспарентности формирования затрат в расчетах за ТОР, наличие арендаторов подвижного состава.

Таким образом, для того чтобы уменьшить данные задолженности эксперты рекомендуют обратить особое внимание на факторы их образующие.

В качестве мер по снижению дебиторской задолженности можно предложить повсеместное использование системы электронного документооборота, что снизит временные издержки, внедрение  информационно-аналитической системы «ТОР-Финанс» по всей сети железных дорог, что обеспечит контроль над бизнес-процессами, а так же сделает более доступным и быстрым формирование выходных документов. Необходимо отметить важность внесения в договор на проведение текущего отцепочного ремонта пункта о необходимости сообщения собственником подвижного состава о наличии или возможности появления предприятия-арендатора.

В заключении - меры

В условиях структурной реформы становится необходимым принятие решения о включении ТОР в тариф на перевозку. Данный вопрос на сегодняшний день положительно не утвержден. Для принятия такого решения необходимо ввести в действие эффективный регламент взаимодействия железных дорог и собственников подвижного состава.

Говоря об учете затрат на ТОР необходимо отметить, что на данный момент ремонт является убыточным процессом для всей сети железных дорог в целом.  Убыток складывается из ряда факторов его образующих, например: проблемы в области договорных отношений, документооборота, качества выполнения ремонта и других.

Совокупность данных проблем приводит к сложности формирования финансовых результатов, в том числе, к возникновению на дорогах дебиторской задолженности.

Для стабилизации данного вопроса предложены пути решения конкретных проблем, с помощью которых можно вывести ТОР на безубыточный уровень. В качестве примера можно выделить сетевое внедрение ИАС «ТОР-Финанс», которая позволит обеспечить контроль над бизнес-процессами, а так же сделает более доступным и быстрым формирование выходных документов.

Рассматривая варианты договорных отношений между железной дорогой и собственником подвижного состава необходимо отметить, что на сегодняшний день многие крупные собственники работают по так называемой «фиксированной цене» за текущий отцепочный ремонт. Как показывает практика, реальные затраты на проведение этого ремонта выше примерно в 2 – 2,5 раза. Отношения построены таким образом, что разница в цене не покрывается за счет собственника, поэтому Компания несет колоссальные убытки за проведение ТОР.

Помимо этого, часто встречаются случаи наличия у собственников подвижного состава арендаторов, что затрудняет процесс документооборота и поиска собственника. Нами предложено внести в договор на проведение ТОР пункта о сообщении собственником подвижного состава Компании о наличии или возможности появления арендаторов вагонов.

Анализ финансовых взаимоотношений между ОАО «РЖД» и железнодорожными администрациями СНГ и третьих стран показал, что в отличие от внутренних отношений, на международном уровне имеются как хорошо налаженная система документооборота, так и финансового обеспечения процесса. Это дает основание предложить подобное решение для мелких собственников грузовых вагонов – создание Ассоциации собственников грузовых вагонов с организацией единого расчетного узла за ТОР.