Организация текущего отцепочного ремонта на предприятиях эксплуатационного сектора вагонного хозяйства, страница 2

Вагонное хозяйство обеспечивает безопасность движения поездов и удовлетворяет потребность в исправном подвижном составе, тем самым оказывая существенное влияние на качество перевозок и финансово-экономические результаты деятельности ОАО «РЖД».

В период реформирования железнодорожного транспорта вагонному хозяйству и его ремонтной базе уделено особенно большое внимание, учитывая низкие темпы пополнения парка грузовых вагонов в 2000-е годы. Оценка реального технического состояния грузовых вагонов свидетельствует о высокой степени их физического износа, уровень которого превышает 58%.

Учитывая это обстоятельство, осуществляется реформирование вагонного хозяйства в первую очередь.

Результаты обследования вагонных депо, проведенные в соответствии с указанием МПС России от 18.03.03 № И-264у по хозяйственным и бизнес-процессам, и анализ их финансово-экономической деятельности позволили сделать вывод о необходимости выделения в вагонном хозяйстве сферы эксплуатации и сферы ремонта грузовых вагонов.

Таким образом, в процессе реформирования с 2006 года произошло структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные, входящие в дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов.

Для этого имелись технологические, экономические и организационные предпосылки.

Технологически ремонт грузовых вагонов жестко не связан с деятельностью по эксплуатационному обслуживанию грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания или подготовки вагонов. Поэтому текущий осмотр грузовых вагонов следует отнести к грузовым перевозкам  как  к  виду  деятельности,  а  ремонт  вагонов,  в  том   числе   и   для сторонних организаций, - к ремонту подвижного состава.

В  результате  разделения  вагонных  депо созданы условия для достоверного распределения издержек между видами деятельности, а в последующем – и между вагонами ОАО «РЖД» и вагонами, находящимися в собственности других организаций.

Создание единой организационной структуры ремонта вагонов позволило построить новую технико-экономическую модель исходя не только из эксплуатационной необходимости, но и из просчета для нее полного менеджмента, включая:

- оперативный пересмотр загрузки ремонтных мощностей вагонных депо исходя из экономической целесообразности;

- создание для собственников грузовых вагонов более привлекательных и в то же время равнодоступных условий ремонта их вагонов;

- развитие конкуренции в сфере ремонта грузовых вагонов;

- проведение маркетинговых исследований по определению потребности в объемах ремонта вагонов, ценообразованию и прочее;

- выведение из единой структуры отдельных вагонных депо для возможного дальнейшего их акционирования (при условии достаточных свободных мощностей по ремонту) и на этой базе привлечение инвестиций сторонних организаций.

Четкое разделение задач и функций между сферами эксплуатации и ремонта грузовых вагонов позволило улучшить содержание и состояние вагонного парка и точно определить меру ответственности за надлежащее исполнение.

Выделяются четыре этапа реформирования вагонного хозяйства.

I этап (2004-2005 годы):

- создание в аппарате ОАО «РЖД» Департамента вагонного хозяйства и Дирекции по ремонту грузовых вагонов;

- создание на железных дорогах служб вагонного хозяйства и дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;

- структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные;

- включение  ремонтных вагонных  депо в состав дорожных дирекций  по ремонту грузовых вагонов;

В июле 2004 года на дороге создана Западно-Сибирская дирекция по ремонту грузовых вагонов, в состав которой отошли все ремонтные участки текущих ремонтов, механизированных пунктов подготовки и деповского ремонта вагонов.

Рисунок 1.1 - Структура управления вагонным хозяйством на I этапе реформирования

II этап (2006-2007 годы):

- создание Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО  «РЖД»;