Вагонное хозяйство обеспечивает безопасность движения поездов и удовлетворяет потребность в исправном подвижном составе, тем самым оказывая существенное влияние на качество перевозок и финансово-экономические результаты деятельности ОАО «РЖД».
В период реформирования железнодорожного транспорта вагонному хозяйству и его ремонтной базе уделено особенно большое внимание, учитывая низкие темпы пополнения парка грузовых вагонов в 2000-е годы. Оценка реального технического состояния грузовых вагонов свидетельствует о высокой степени их физического износа, уровень которого превышает 58%.
Учитывая это обстоятельство, осуществляется реформирование вагонного хозяйства в первую очередь.
Результаты обследования вагонных депо, проведенные в соответствии с указанием МПС России от 18.03.03 № И-264у по хозяйственным и бизнес-процессам, и анализ их финансово-экономической деятельности позволили сделать вывод о необходимости выделения в вагонном хозяйстве сферы эксплуатации и сферы ремонта грузовых вагонов.
Таким образом, в процессе реформирования с 2006 года произошло структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные, входящие в дорожные дирекции по ремонту грузовых вагонов.
Для этого имелись технологические, экономические и организационные предпосылки.
Технологически ремонт грузовых вагонов жестко не связан с деятельностью по эксплуатационному обслуживанию грузовых вагонов на пунктах технического обслуживания или подготовки вагонов. Поэтому текущий осмотр грузовых вагонов следует отнести к грузовым перевозкам как к виду деятельности, а ремонт вагонов, в том числе и для сторонних организаций, - к ремонту подвижного состава.
В результате разделения вагонных депо созданы условия для достоверного распределения издержек между видами деятельности, а в последующем – и между вагонами ОАО «РЖД» и вагонами, находящимися в собственности других организаций.
Создание единой организационной структуры ремонта вагонов позволило построить новую технико-экономическую модель исходя не только из эксплуатационной необходимости, но и из просчета для нее полного менеджмента, включая:
- оперативный пересмотр загрузки ремонтных мощностей вагонных депо исходя из экономической целесообразности;
- создание для собственников грузовых вагонов более привлекательных и в то же время равнодоступных условий ремонта их вагонов;
- развитие конкуренции в сфере ремонта грузовых вагонов;
- проведение маркетинговых исследований по определению потребности в объемах ремонта вагонов, ценообразованию и прочее;
- выведение из единой структуры отдельных вагонных депо для возможного дальнейшего их акционирования (при условии достаточных свободных мощностей по ремонту) и на этой базе привлечение инвестиций сторонних организаций.
Четкое разделение задач и функций между сферами эксплуатации и ремонта грузовых вагонов позволило улучшить содержание и состояние вагонного парка и точно определить меру ответственности за надлежащее исполнение.
Выделяются четыре этапа реформирования вагонного хозяйства.
I этап (2004-2005 годы):
- создание в аппарате ОАО «РЖД» Департамента вагонного хозяйства и Дирекции по ремонту грузовых вагонов;
- создание на железных дорогах служб вагонного хозяйства и дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;
- структурное разделение вагонных депо на эксплуатационные и ремонтные;
- включение ремонтных вагонных депо в состав дорожных дирекций по ремонту грузовых вагонов;
В июле 2004 года на дороге создана Западно-Сибирская дирекция по ремонту грузовых вагонов, в состав которой отошли все ремонтные участки текущих ремонтов, механизированных пунктов подготовки и деповского ремонта вагонов.
Рисунок 1.1 - Структура управления вагонным хозяйством на I этапе реформирования
II этап (2006-2007 годы):
- создание Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов на правах филиала ОАО «РЖД»;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.