3. Расчет годового расхода автомобильного топлива и смазочных материалов
Норма расхода топлива или смазочного материала - установленное значение меры потребления топлива или смазочного материала при работе конкретного автомобиля в конкретных условиях.
Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:
1. Базовая норма на 100 км (временная) пробега автомобиля.
2. Норма на 100 тонно-километров (ткм) транспортной работы.
3. Норма на ездку с грузом.
Базовая норма расхода топлива автомобиля ЗИЛ-4362 составляет 13,8 литров дизельного топлива на 100 км. Данное значение корректируется в зависимости от дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов с помощью ряда поправочных коэффициентов в форме процентов повышения или понижения исходного значения нормы. Норма расхода топлива будет выше из-за следующих условий:
- работа в зимнее время - 4 % в год для Ульяновской области [1, с.16];
- работа на сложных дорогах - 10%;
- работа в городе с населением от 0,5 до 2,5 млн. человек - 15 %;
- работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой-выгрузкой - 10 %.
Для бортовых грузовых автомобилей или автопоездов нормируемое значение расхода топлива определяется по следующему соотношению:
(10)
л
где - нормативный расход топлива, л;
- норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
л/100км (11)
- базовая норма расхода топлива, л/100 км;
- общий годовой пробег автомобиля
(12)
км,
- среднесуточный пробег автомобиля, км,
(13)
км
- число пунктов разгрузки;
- среднее расстояние между пунктами разгрузки;
- количество рейсов за сутки;
- расстояние от АТП до заказчика.
- норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм для дизельных двигателей;
- объем транспортной работы, т.км;
(14)
ткм,
- масса груза;
- пробег с грузом, км;
- поправочный коэффициент к норме в процентах, %.
Годовые затраты на топливо на 1 автомобиль:
(15)
руб
где - цена одного литра топлива, руб/л.
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них на АТП. Нормы расхода масел и смазок снижаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до 3 лет. Нормы расхода масел увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Расход масел и смазок на 1 а/м рассчитывается по формуле:
(16)
где - норма расхода масел, л.
Тогда годовой расход и годовые затраты на.
.моторные масла:
л/100л,
руб,
.трансмиссионные масла:
л/100л,
руб,
.специальные масла:
л/100л,
руб,
.пластичные смазки:
кг/100л,
руб,
[Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте Р3112194-0366-03]
4. Расчет затрат на износ и ремонт автомобильных шин
Годовой износ шин определяется по формуле:
(17)
, ,
где - общий пробег автомобиля за год, тыс. км;
- нормативный пробег шины, тыс. км;
- количество шин на автомобиле (без запасной).
Затраты на восстановление износа и ремонт шин:
(18)
руб.
где - цена одного комплекта шин, руб.;
Общие затраты на шины в год составляют:
руб.
5. Расчет затрат на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава
Техническое обслуживание подвижного состава включает следующие виды работ: ежедневное обслуживание (ЕО), которое разделяется на Еос, выполняемое ежедневно при возвращении и выезде автомобиля, и Еог, выполняемое перед техническим обслуживанием (ТО) или текущим ремонтом (ТР); ТО-1 и ТО-2 после пробега определенного количества километров, диагностика состояния машины и отдельных агрегатов (Д), текущий ремонт (ТР) и капитальный ремонт (КР), сезонное обслуживание (СO).
Периодичность технического обслуживания для грузовых автомобилей общего пользования (I категория условий эксплуатации) составляет: ТО-1 – 2200 км, ТО-2 – 11000 км.
Количество каждого вида обслуживания за год определяется исходя из годового пробега автомобиля и откорректированных нормативов пробега.
Еос - ежедневно (составляет Д – число дней работы АТП за год),
Еот - перед ТО-1, ТО-2, ТР (составляет сумму проводимых обслуживаний за год),
Д - по мере необходимости (принимается в размере 0,5 суммы ТО-1, ТО-2, ТР),
СО - два раза в год и совмещается с ТО-1 или ТО-2.
Таблица 5. Нормативы затрат на ТО и ТР автомобиля в рублях на 1000 км пробега
(данные декабрь 2007 года)
Марка а/м |
ЕО |
ТО-1 |
ТО-2 |
ТР |
Д-1 |
Д-2 |
Итого |
ЗИЛ |
95,87 |
136,41 |
196,50 |
962,77 |
68,2 |
98,34 |
1558,09 |
Годовые затраты на ТО и ТР определяются по формуле
(19)
руб,
где - суммарная норма затрат на ТО и ТР, руб.
Общие затраты на ТО и ТР:
руб.
6. Калькулирование себестоимости перевозок грузов
Калькулирование - это технически обоснованное определение себестоимости единицы продукции, услуги, работы. На автомобильном транспорте применяется следующая группировка расходов по калькуляционным статьям затрат:
1. Заработная плата водителей и кондукторов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.