Первая четверть XIX века характеризуется нарастанием либеральных идей в русском обществе, связанных с общественными ожиданиями в ходе реформ, проведённых Александром I.
Идеологическое будущее декабристов, революционного дворянства во многом формировалось на этих общественных ожиданиях.
Но уже во второй половине царская политика государственной власти становилась более консервативной. Главным проводником этой линии становился обер-прокурор Голицын. При нём Министерство Просвещения было переименовано в Министерство Просвещения и духовных дел. По инициативе Голицына были пересмотрены учебные программы многих университетов по истории и философии. Причём Голицын не был крайним реакционером, в отличие от других руководителей Синода, как, например, митрополит Фокий, который уволил всех прогрессивных профессоров университета.
В начале 20-х гг. при дворе были особо популярны сектанты, любители изотерики. Идеология российских консерваторов была представлена примерами выдающихся русских историков – Карамзин. Просвещенные консерваторы, в лице Карамзина, считали, что только самодержец может осуществить реформы и отстаивать идею сохранения самодержавия в России.
Идеология революционного дворянства основана на французских просветителях («Теория общественного договора» Руссо). В своем творчестве они использовали произведения Новикова, Радищева и других русских просветителей XVIII века.
Поражение декабристов – определённая грань в развитии общественной мысли в России.
Вместо идей франц. просветителей молодёжь 30-40-х гг. выбирает немецких философов. С одной стороны Фихтель, Шеллинг, романская школа, а с другой стороны – Гегель (школа диалектики).
Эволюция общественного движения в России в 30-е гг. приводит к появлению ЗАПАДНИКОВ и СЛАВЯНОФИЛОВ.
СЛАВЯНОФИЛЫ – идеал государственного устройства – конституционная монархия XVIIв. с идеей Земских Соборов (Самарин, Хомяков). К Петру I относились крайне отрицательно, считая, что он помешал нормальному хозяйственному развитию России, насаждая западный образ жизни насильственно. Крепостное право – прямой результат деятельности Петра I.
ЗАПАДНИКИ (Грановский, Соловьев) утверждали, что у России и у Запада общий путь развития, только Россия отстала в этом пути. Отсюда и огромное положительное значение, которое они приписывали реформам Петра I, поскольку они способствовали преодолению разрыва в развитии западной модели российского общества.
Рубеж в развитии идеологического западничества – конец 40-х гг. – Эпоха европейских революций 1848-1849гг. После подавления революции во Франции часть западников переходит на более радикальные позиции: Герцен, Белинский.
Герцен в 1853г. открывает в Лондоне вольную русскую типографию, которая издаёт альманах «Полярная звезда», затем газету «Колокол», эти издания пропагандировали теорию крестьянской революции в России, поскольку Герцен утверждал: «Если в Западной Европе главное лицо революции – работник, то в России таковым будет крестьянин».
По мнению Герцена, а затем и Чернышевского, крестьянская община в России несёт в себе элементы будущего социализма.
В 50-е гг. среди русской молодёжи распространяется теория нигилизма, её проповедует Писарев: «развитие человечества тесно связано с употреблением чая и кофе».
С конца 50-х гг. начинается разночинский этап в общественном движении России, который приходит на смену этапу дворянскому. Создаются первые народнические организации в Москве и Петербурге. Именно тайным обществам приписываются петербургские пожары 1862г., пострадала половина домов.
Некоторые считали, что поджоги осуществляются поляками или евреями.
В 62-63 гг. в Польше готовилось второе восстание, польские патриоты устанавливали контакты с оппозиционными силами России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.