Введение
Авиация является одной из быстро развивающихся областей техники. За полтора-два десятилетия почти полностью обновляется парк эксплуатируемых самолётов; заменяется их оборудование. Новые требования, предъявляемые к самолёту, заставляют пересматривать характеристики всего электротехнического оборудования, в том числе и электрических машин. Снижаются масса и габариты электрических машин, возрастают окружающие температуры и механические воздействия; их облик становится совершенно другим. Изменяется сам подход к выбору конструктивной схемы и способов охлаждения, сроков службы и применяемых материалов, методов крепления и надёжности.
Авиационные электрические машины, в том числе и машины постоянного тока, принципиально не отличаются от электрических машин, применяемых в наземных установках. Однако относительный вес (кг/кВт) авиационных электрических машин значительно ниже, чем у электрических машин наземных установок.
Проектирование электрической машины охватывает довольно сложный комплекс проблем: электрических, магнитных, тепловых, вентиляционных и механических. При проектировании следует стремиться к оптимальному использованию всех применённых материалов в электромагнитном , тепловом и механическом отношениях, что особенно важно для авиационных электрических машин.
Авиационные электрические машины, в том числе и машины постоянного тока, должны нормально работать в следующих условиях: температура окружающей среды от -60 до +50°С, относительная влажность окружающей среды до 98%, вибрация мест крепления с частотой 3200 периодов в минуту.
Из выше перечисленных требований видно, что авиационные электрические машины работают в тяжелых и сложных условиях. В самом деле, с увеличением высоты уменьшаются давление и плотность воздуха, а это ведет к ухудшению условий охлаждения электрических машин.
При изменении давления, температуры и влажности окружающей среды изменяется электрическая и механическая прочности материалов, из которых выполнены машины. При подъеме на высоту увеличивается время горения дуги, а следовательно, ухудшается коммутация; кроме того, вследствие уменьшения плотности воздуха плохо восстанавливается оксидная пленка на коллекторе, что приводит к резкому увеличения износа щеток. При низких температурах из-за замерзания смазочных веществ создаются большие моменты сопротивления, что приводит к перегрузке электродвигателей и т. д.
В зависимости от режима работы электродвигатели постоянного тока делятся на двигатели длительного, кратковременного и повторно-кратковременного режима. Наибольшее применение в авиации находят электродвигатели повторно-кратковременного и кратковременного режимов работы.
Целью и задачей дипломного проекта являетсярассчитатьиспроектировать двигатель постоянного токамощностью 500 Вт , рассчитать технологическийпроцесссборкиэлектродвигателя, определитьтехнико-экономические показатели, рассчитать годовой экономический эффект.
1 Назначение и конструкция электродвигателя
Электродвигатель предназначен для привода бортовой электролебёдки.
Основными частями двигателя являются: корпус с катушками (состоит из собственно корпуса, четырёх шихтованных полюсов и четырёх последовательно соединённых катушек возбуждения; корпус имеет цилиндрическую форму и четыре окна для осмотра коллектора и щёток), якорь (состоит из вала и напрессованных на него коллектора, пакета железа и двух подшипников, которые работают без пополнения и смены смазки до конца срока службы машины), передний и задний подшипниковые щиты (задний щит имеет форму квадрата с отверстиями для крепления к корпусу электролебёдки), вентилятор, траверса со щетками (траверса представляет собой кольцо, вмонтированное в корпус, к которому крепятся щеткодержатели; в обоймы щёткодержателей вставлены четыре щётки), выводные провода двигателя пропущены в отверстие заднего подшипникового щита.
В состав коллектора входят: профиль коллекторный ПКМ-Н-1-14, 5*3,
ТУ16-501.033-87; материал прессовочный АГ-4В ГОСТ 20437-89;
слюдопласт КИФЭ-0,5 ТУ16-89И79.0183.002
2 Технические данные
Таблица 2.1 – Технические данные
Номинальная мощность на валу двигателя, Вт |
500 |
Номинальное напряжение питания, В |
60 |
Номинальная частота вращения, об./мин. |
4000±400 |
Тип возбуждения |
Независимое |
Способ охлаждения |
IC00 |
Способ монтажа |
IM3001 |
Исполнение |
IP44 |
IC00 – естественное охлаждение прямой конвекцией воздуха
IM3001 – крепление фланцем с помощью 4 болтов
IP44 – закрытое исполнение
3 Принцип действия электродвигателя
Электродвигатели постоянного тока в зависимости от режима работы делятся на двигатели длительного, кратковременного и повторно – кратковременного режима. Наибольшее применение в авиации находят электродвигатели повторно – кратковременного и кратковременного режимов работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.