9.4. Исполнительные механизмы функциональной системы:
· Источники тепла в организме: первичное тепло – тепло окислительных реакций и вторичное тепло. Роль экзогенного тепла в нагревании тела.
· Механизмы регуляторной теплопродукции:
v Несократительный термогенез (активацию обмена веществ в мышцах, печени, бурой жировой ткани; специфически динамическое действие пищи).
v Сократительный термогенез (произвольную активность мышц, терморегуляционный тонус, холодовая мышечная дрожь).
· Регуляцию образования тепла: роль соматических и симпатических влияний, значение адреналина и тироксина.
9.5. Характеристику процессов теплоотдачи:
· Роль испарения в отдаче тепла. Механизмы потоотделения. Значение тепловой одышки. Факторы, определяющие интенсивность испарения.
· Механизмы отдачи тепла за счет теплопроведения, теплоизлучения, конвекции. Факторы, усиливающие сухие способы отдачи тепла.
· Регуляцию теплоотдачи за счет изменения тонуса кожных сосудов, деятельности потовых желез, частоты дыхания. Роль гемодинамического перераспределения крови в регуляции отдачи тепла.
10. Поведенческие терморегуляторные реакции.
11. Динамику работы функциональной системы терморегуляции в различных условиях. Возрастные особенности терморегуляции.
12. Методы термометрии, термовизиографии, их значение в стоматологии. Методы исследования потоотделения.
Уметь:
1. Формулировать ответы на теоретические вопросы занятия.
2. Характеризовать основные принципы методов определения идеального веса, основного обмена (определение должного основного обмена по таблицам, отклонений основного обмена по формуле Рида, прямой и непрямой калориметрии).
3. Оценивать пищевой рацион с учётом калорийной и биологической ценности различных питательных веществ.
4.Проводить термометрию.
5. Рисовать схему ФУС терморегуляции.
6. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач и тестовых заданий, для объяснения результатов исследований.
При подготовке к занятию рекомендуется выполнить письменно:
1. Перечислите методы исследования энергозатрат человека. Используя метод непрямой калориметрии, определите уровень основного обмена у мужчины 27 лет (его масса 60 кг, рост 161см), если его минутный объем дыхания (МОД) равен 6 л, в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода и 3,7 % углекислого газа (вдыхаемый воздух содержит 21 % кислорода и 0,03 % углекислого газа).
При решении задачи используйте следующий алгоритм:
- Определите количество поглощенного кислорода в %, зная его содержание во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе;
- Определите % выделенного углекислого газа, зная его содержание во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе;
- Рассчитайте дыхательный коэффициент (ДК).
- Найдите калорический эквивалент кислорода по таблице (см. «Физиология человека» под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, т.II, С. 114).
- Рассчитайте объем поглощенного кислорода (Х) в л/мин (мл/мин) из соотношения
МОД в л/мин - 100%
Х в л/мин - % поглощённого О2
- Рассчитайте энергозатраты испытуемого за 1 минуту (Х), используя данные о калорическом эквиваленте кислорода (КЭК) и объеме поглощенного кислорода (ОПК):
КЭК в ккал – 1л кислорода
Х – ОПК в л/мин
- Рассчитайте уровень основного обмена в сутки. Сравните реальный основной обмен испытуемого с должным. Определите должный основной обмен испытуемого, исходя из расчёта 1 ккал на 1 кг массы в час (среднее значение основного обмена для мужчин).
2. Определите свой должный (идеальный) вес.
Идеальным называется вес, который статически достоверно сочетается с наибольшей продолжительностью жизни людей и, следовательно, характеризует условия питания и обмена веществ в организме.
· Формула Брока-Бугша:
ИВ (кг) = рост в см – 100, если рост от 155 до 165 см
ИВ (кг) = рост в см – 105, если рост от 166 до 175 см
ИВ (кг) = рост в см – 110, если рост 176 см и выше
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.