2. Произведите монтаж электрических цепей (располагая про вода параллельно или под Z 90°).
3. После проверки схемы учителем произведите подключение к источнику питания 36 В.
4. Разберите схему и упакуйте ее в коробку.
IV. Итог урока.
1. О ц е н к а работ учащихся.
2. Разбор допущенных ошибок.
Домашнее задание: подготовить сообщения о назначении электрических бытовых приборов.
Урок 21
БЫТОВЫЕ НАГРЕВАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ И СВЕТИЛЬНИКИ
Цель: изучить принцип действия наиболее используемых в быту электроприборов (утюг, электроплита, светильники, СВЧ-печи и др.).
Оборудование и материалы: лампы накаливания, утюг, СВЧ-печь, электромонтажный инструмент, омметр, термометр, секундомер.
Ход урока
I. Повторение пройденного материала.
1. Бе се да по вопросам:
- Назовите способы соединения потребителей электрической энергии.
- Какие материалы используются в качестве изоляции в прово дах и шнурах?
2. Сообщение темы и цели урока.
II. Изложение программного материала.
1. Сообщения учащихся о назначении электрических бытовых приборов.
Большинство бытовых электроприборов позволяют:
- хранить и приготавливать пищу (холодильники, электропли ты, СВЧ-печи);
76
- обрабатывать белье (стиральные машины, утюги и др.);
- убирать помещение (пылесосы, воздухоочистители);
- создавать микроклимат (вентиляторы, кондиционеры);
- производить личную гигиену (электробритвы, фены).
2. Рассказ учителя по теме урока.
Большинство бытовых приборов используют тепловое действие тока, особенно широко они стали использоваться после создания в 1905 г. нихрома (сплав никеля, хрома, железа), который обладает высоким сопротивлением, длительное время выдерживает высокую температуру, не расплавляется и не окисляется.
Нагревательные элементы изготавливаются из проволоки или ленты. Количество тепла, выделяемого текущим по проводнику током, можно посчитать по формуле:
Q= /•/?• t, где
J - сила тока;
R - сопротивление элемента;
Г - время прохождения тока.
В бытовых нагревательных приборах спирали расположены в теплостойких и электроизоляционных корпусах из:
- фарфора;
- керамики;
- магнезита и др.
Какие электронагревательные приборы вы знаете? (Ответы учащихся.)
77 |
В современных электронагревательных приборах применяются в основном герметизированные нагревательные элементы, которые показаны на рисунке в учебнике на с. 96.
Рис. 28. Герметизированный нагревательный элемент: а-трубчатый (1 -спирали, 2 - изолятор, 3 - трубка), б - чугунная конфорка (1 - контакты нагревательных элементов, 2 — крышка, 3 — нагревательные элементы, 4 - изолятор, 5 - корпус конфорки)
Нагревательная спираль помещается в трубку и изолируется от ее стенок кварцевым песком или порошком окиси алюминия.
Эти нагревательные элементы имеют разную форму.
Более сложным по устройству является утюг с термометром.
Контроль температуры подошвы утюга осуществляется с помощью датчика (биметаллической пластинки).
* Биметалл - пластина из алюминия и железа.
алюминий \
железо
Учитель подробно рассказывает о принципе работы терморегулятора по схеме.
4 5 |
Рис. 29 Электрическая схема и устройство утюга с терморегулятором: а - общее устройство утюга- 1 - подошва, 2 - терморегулятор, 3 - крышка, 4 - ручка терморегулятора, 5 - сигнальная лампа, 6 — шнур, 7 - нагревательный элемент, б — электрическая схема утюга, в - устройство терморегулятора
78
Тепловое действие тока используется и в лампах накаливания. В настоящее время лампы накаливания бывают:
1) моноспиральные;
2) биспиральные;
3) в форме свечи.
Рис. 30 а Электрические источники света
- Наряду с лампами накаливания широко применяются люми несцентные лампы. Они бывают:
- прямые;
- кольцеобразные;
- ^/-образные;
- И/-образные.
- По цветности люминесцентные лампы выпускаются:
- ЛЕЦ - естественного цвета;
- ЛТБЦ - тепло-белого цвета;
- ЛДЦ - дневного цвета.
Люминесцентная лампа представляет собой герметичную стеклянную трубку, заполненную парами ртути и покрытую внутри люминофором, который светится под действием электрического разряда.
III. Практическая работа.
Выполнение заданий:
1. Нарисуйте принципиальную электрическую схему электри ческого утюга.
2. С помощью термометра и секундомера отметьте и занесите в таблицу температуры в разных режимах.
IV. Итог урока.
Оценка практической работы учащихся.
79
Вспомните из курса физики, каково назначение контактов. (Ответы учащихся.)
•SСиловые контакты рассчитаны на включение и выключение значительных значений тока.
SБлокировочные контакты используются для переключений в цепях управления.
Управление контактором производится с помощью кнопочной станции, которая изображена на рисунке в учебнике на с. 112.
пуск
стоп
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.