2 (а)). При агрегации (см. 12.2) множество элементов {п}=Л? разбивается на классы агрегации Л/ц Ny, . . . , Л^1 И ^t == ^ } и выбирается способ агрегации, т. е. перехода к макроэлементам п„ заменяющим каждый класс так, чтобы по возможности сохранить интересующие плановика характеристики. Например, объединение различных видов проката в показатель «прокат черных металлов», выпуска продукции отдельных предприятии — в показатель «выпуск продукции отраслью», ежемесячных данных — в годовой показатель (рис. 15.2(6)). При типологической выборке производится разбиение множества N на классы эквивалентности Л'', N", ... и отбор элементов п\ п",...—представителей из каждого класса (рис. 15.2 (в)). При любом способе классификации и «сжатия» информации в фильтре плановик задает классификационные признаки в соответствии со своей целевой ориентацией в данном процессе принятия решения.
2. На следующих этапах осуществляется структуризация данных и собственно разработка альтернатив решения. Эти этапы были подробно рассмотрены в 10.1. Плановик сначала выделяет множества управляемых Г и неуправляемых факторов Л и затем пытается определить возможные исходы ГхЛ-^-И. Наконец, он образует альтернативы х= (г, и).
При формировании альтернатив плановик всегда сталкивается с неопределенностью, и ему приходится прогнозировать:
а) возможности реализации каждой альтернативы; б) следствия (исходы) ее реализации. Иначе говоря, в момент прогноза /и надо предсказать на интервале (/о. Ту) совместное действие zef и леЛ, приводящих в интервале (Гп, Т"1) к некоторым исходам и. С момента То в действие вступают новые факторы, вызванные реализацией данной альтернативы. Надежность прогноза зависит от длины интервалов (/п, to}, (^т, 7'о), (/„. Р") и от сложности рассматриваемых факторов.
По данным прогноза плановик способен (см. рис. 10.1) из множества рассматриваемых альтернатив S? выделить возможные Sen и осуществимые s?r. Результаты прогноза их исходов позволяют плановику определить желательные S6c и приемлемые Звс альтернативы, т. е. такие, которые соответствуют п его интересам, и комплексу социальных норм, формируемых системой управления под воздействием СЭГ (см. также рис. 14.6). Фиксацией множества допустимых альтернатив Х=^^П^с завершается их разработка.
3. Далее в процессе принятия решений формируется предпочтение ^ на множестве допустимых альтернатив Х и осуществляется сам акт выбора, т. е. собственно принятие решения. Эти этапы были также детально рассмотрены в 10.1.
В действительности этапы образования Х и ^ органически взаимосвязаны. Ведь от установок плановика, например, зависит выделение и ёбц, и S6c- Комплекс социальных норм и управляющих параметров воздействует и на ресурсные возможно365
сти реализации альтернатив, и на желательность их исходов для плановика, и на приемлемость для общества.
Сопряжение двух аспектов рассмотрения экономического объекта — ресурсной осуществимости и целевой желательности (общественной и индивидуальной) — не сводится к их механическому наложению. В их взаимодействии формируется комплекс социально-экономических оценок, которые несут информацию об эффективном использовании ресурсов для наилучшего в определенных общественно-производственных условиях удовлетворения потребностей. Эти оценки альтернатив предопределяют и выражают предпочтение плановика, принимающего решение.
В основе принятия решения явно или неявно лежит определенная модель объекта, совмещенная с процедурой принятия решения — от прямого перебора и сравнения альтернатив до развитых эвристических и формальных методов.
Удобным средством описания процедур принятия решения является таблица решения. Приведем условный пример таблицы решения о разработке списка вновь начинаемых строительством предприятий угольной промышленности (табл. 15.1) '.
ТАБЛИЦА 15.1
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.