Общее соотношение вертикальных и горизонтальных внешних потоков информации характеризуется следующими данными. Предприятия промышленности передают ежегодно вышестоящим организациям более 6 • 10е, а друг другу—1,7-Ю10 показателей (большая часть последних проходит через банковскую систему). Таким образом, в промышленности внутренний оборот информации на предприятиях примерно в 10 раз превышает ее внешний оборот, а во внешнем обороте (за пределами предприятий) вертикальные связи лишь в 3 раза меньше горизонтальных
Наибольшую часть вертикальных потоков составляет информация материально-технического снабжения Коэффициент «сжатия» осведомляющей информации от предприятий до союзного уровня составляет всего 1,8 (за исключением статистической, которая «сжимается» в 11 раз), и еще меньше он для управляющей информации, передаваемой сверху вниз по вертикали управления. Это свидетельствует о высоком уровне централизации управления, о преобладании натуральных показателей в планах производства и распределения продукции по потребителям
По приведенным данным нетрудно судить о значении проблемы эффективной организации потоков сообщений и качества информации в системе управления народным хозяйством
Искажения (помехи) и потеря информации в коммуникационной сети могут возникнуть по разным причинам. Рассмотрим их по схеме (рис. 15.1), которую будем теперь трактовать как обобщенный канал передачи информации. Помехи могут возникнуть:
1) в физических каналах связи, а также при кодировании, передаче и декодировании сообщений, т. е. на стадии I—II. Как правило, они носят случайный характер, изучаются и устраняются методами теории информации и связи, о чем говорилось выше;
2) у отправителя А при отражении реального состояния объекта. Это ошибки наблюдения или случаи приписок в отчетах;
3) у ФБ—получателя В при интерпретации (понимании) полученной информации, особенно если она содержит плохо квантифицируемые смысловые оттенки (сравните, например, такие пары понятий: «сбой—авария», «неритмичная работа— штурмовщина» или «перевыполнение плана—ударная работа» и т. п.);
4) у В при оценке значения и использования информации. Они связаны с ошибками интерпретации. Таковы, например, переоценка или недооценка полученной рекомендации об изменении порядка работы. В одних случаях рекомендация может быть воспринята как срочный приказ и проводится в жизнь без предварительной экспериментальной апробации, а иногда, напротив, вообще не принимается во внимание.
Помехи типа 2—4 порождаются тем, что сообщения в системах управления несут не только «нейтральную», но и «стимулирующую» информацию. Поэтому у отдельных хозяйственников может возникнуть заинтересованность в искажении реального состояния дел, чтобы избежать санкций и добиться поощрений; по тем же причинам получатель информации может допустить ошибки в трактовке рекомендации или приказа. Главным средством борьбы с подобными помехами является правильная настройка контуров в системе управления, включая согласование критериев оценки и стимулирования работы отдельных ее блоков.
Комплексный анализ преобразования и передачи информации позволяет рассмотреть язык как средство общения в системах управления При таком анализе язык управления включает, в частности, комплекс экономических мер, оценок и стимулов и рассматривается во всех аспектах экономической семиотики, о которых говорилось в 15.1. Анализ и синтез информационной системы управления в подобной трактовке настолько сложны, что даже качественные подходы, а тем более ее моделирование лишь начинают развиваться.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.