зать «выход» системы-получателя В, т. е. оценку ее действий, со «входом», * на который поступает сообщение. Если нам удается оценить каждое состояние выхода и связать с ним поступившее на вход сообщение, то по «полезности» этого состояния можно оценить и полезность сообщения. А. А. Харкевич предлагал для систем с ясно определенной целью выражать ценность информации через приращение вероятности достижения цели. Если эта вероятность до получения информации составляла ро, а после ее р. получения — pi, то ценность данной информации: log^ р^ — logg рд = logg—— .
Ро
М. М. Бонгард исходил из того, что система для решения задачи «методом проб и ошибок» проверяет некоторые ответы на задачу, ведет экспериментальную работу. Пусть задача а,- с вероятностью р< имеет единственный ответ Ь,, а система пробует Ь» с вероятностью q,. Тогда среднее число проб равно —, а неопределенность задачи: log—= —1°6^{, и вероятность такой ситуации равна рг Для множества задач A=ai, aa,.... ? п о"
..., а,» неопределенность составит N (А)== — ^ р( log^ q^ Если р( фиксированы, то она минимальна при p(=q» для всех i.
Информация полезна постольку, поскольку она уменьшает неопределенность задачи, приближая q» к р,, т. е. ее полезность /non=No(A)—Ni(A), где No и n|—соответственно неопределенность задачи до и после получения сообщения.
Некоторые исследователи полагают возможным оценивать полезность информации по приращению тезауруса системы получателя В. Ф. Махлуп предлагает считать (по аналогии с другими товарами), что спрос на информацию как на товар определяется с учетом се полезности, и следить за поведением покупателя этого товара, который в рамках цен на него и своих доходов выбирает наиболее полезную для себя структуру потребляемой информации (ср. 5.3). Е. Г. Ясин исследует «потребительские свойства» информации в смысле (I): содержательность, доступность восприятия. достоверность, актуальность («старение») и своевременность данных. Указанные характеристики данных дают известное представление об их полезности для потребителя В. Все эти подходы к оценке полезности информации не универсальны.
Комплексное изучение информации в системах хозяйственного управления привело к возникновению экономическом семиотики. Общая теория знаковых систем—семиотика—исследует знаки как особый вид носителей информации в нескольких аспектах. Аспект синтактики изучает формальные, структурные отношения между знаками независимо от содержания и ценности передаваемой ими информации. К этому аспекту можно отнести и статистическую теорию информации. Семантика рассматривает отношения между знаками (в том числе понятиями и моделями) и отображаемыми объектами, ее интересует содержание информации. Наконец, прагматика исследует отношения между знаками н их потребителями; тем самым она занимается вопросами полезности или ценности информации. Можно надеяться, что экономическая семиотика позволит глубже изучить и совершенствовать информационные процессы и языки управления экономикой.
Этапы процесса принятия решений. Если рассматривать ФБ в связи с функциями управления, то центральным в нем явится процесс принятия тех или иных управленческих решений. Вокруг него и для него организуются все остальные процедуры преобразования информации.
Под решением будем понимать некое предписание к действию для объекта управления (план, инструкцию, приказ
362
и т. п.). Обычно разрабатывается несколько альтернативныхвaриантов такого предписания. Выбор наилучшей в некотором смысле альтернативы мы будем называть принятием решения, а процесс, включающий разработку альтернатив, — процессом принятия решения. В канонической форме задача принятия решения ничем не отличается от общей задачи синтеза, которая была подробно рассмотрена в 10.1.
Процесс принятия решения включает ряд последовательных этапов. Основным содержанием начальных этапов является формирование множества Х и выявление предпочтения ^, т. е. постановка задачи принятия решения. Далее осуществляются собственно принятие решения и его оформление (выдача).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.