Преобразование и движение информации (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 2

Это количество информации и принимается за единицу—бит (от англ. «двоичная единица»—binary digit) в статистической теории информации.

В классической интерпретации А трактуется как передатчик, соединенный каналом связи с приемником В. А располагает кодом из л символов (знаков, слов и т. п.), и В оценивает вероятность поступления к нему нового символа из этого множества в рамках определенной их последовательности. В канале связи может возникать «шум» (физические помехи), искажающий передачу, т. е. апостериорная вероятность получения переданного из А символа в таком случае меньше единицы. Статистическая теория информации специально разрабатывает вопросы борьбы с помехами—путем создания помехоустойчивых кодов, за счет избыточности передачи сообщений. Такой избыточностью обладают естественные языки. Например, при передаче английского текста можно было бы исключить до поло360

вины букв, восстанавливая тем не менее в приемнике первоначальный текст за счет структуры языка. Избыточность повышает надежность, но уменьшает скорость передач.

Мы видим, таким образом, что при характеристике информации (II) статистическая теория исходит из того, что В располагает кодом (языком), в котором А передает информацию, т. е. В способен воспринять и понять поступившую информацию. Именно знание языка передачи информации и его синтаксической структуры позволяет В отсечь помехи, возникающие в физическом канале связи, и восстановить правильную «синтаксическую информацию». С другой стороны, статистическая теория отвлекается от вопроса о том, нужна, полезна ли получаемая информация для каких-либо его целей, в какой степени она будет им использована. Так, сообщение о рождении мальчика в семье Иванова и для него самого, и для незнакомого с этой семьей Петрова будет нести в смысле (II) один бит информации. хотя «ценность» сообщения для них совершенно различна.

На практике мы склонны считать информацией не просто «новые», но понятные и полезные для нас сообщения. Сообщение является формой передачи знания. — упорядоченного отражения объектов и процессов в понятиях, суждениях и других построенных из понятий образах. Чтобы воспринять и усвоить сообщение, его получатель сам должен обладать определенным запасом знаний. Обычно этот запас представляют в виде теза-Пруса, т. е. систематизированного словаря понятий с указанием логических смысловых связей между ними. Действительно, пусть В получил сообщение. Если содержащиеся в нем понятия никак не увязываются с тезаурусом В, то сообщение не может быть усвоено получателем. С другой стороны, если все содержание сообщения уже имеется в тезаурусе В, оно также ничего к нему не добавляет. В обоих случаях такое сообщение является для В «бессмысленным», т. е. «семантическим шумом». Лишь тогда, когда содержание сообщения увязывается с тезаурусом и, вместе с тем. обогащает тезаурус — вводит новые понятия, устанавливает новые связи между понятиями, можно полагать, что получена новая смысловая (семантическая) информация. Следовательно, здесь под информацией (III) понимается мера расширения, развития тезауруса получателя.

Можно считать любую семантическую информацию потенциально полезной, хотя не исключено, что мы загружаем свою память и ненужными знаниями. Чаще нас интересует актуально полезная информация, способствующая решению стоящих перед нами задач. Остальную усвоенную информацию получатель В отсекает как «прагматический шум». В этом случае под прагматической информацией (IV) понимается мера полезности полученных и усвоенных получателем знаний.

Многие ученые пытались количественно определить эту меру (так же, как и ввести оценку семантической информации).Обычно стараются свя-

361         *