Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания ; (д. в. с.) выполняют ряд важных функций в процессе преобразования энергии топлива в механическую работу. Стенки втулки вместе с крышкой (головкой) цилиндра и поршнем образуют камеру сгорания двигателя, служат направляющими для движения поршня, передают тепло от газов и поршня в систему охлаждения, воспринимают и передают на остов (блок) двигателя давление газов и боковые силы от поршня.
Втулка цилиндра дизеля работает в весьма сложных условиях: давление газов на стенку втулки достигает 140 кгс/см2 и наблюдается тенденция к увеличению его; под действием циклически изменяющегося давления газов и смены направления действия боковой силы от поршня в стенке втулки возникают высокие напряжения, снижающие усталостную прочность втулки, а интенсивные колебания приводят к механическим разрушениям мест сопряжения втулок с блоком и повреждениям стенок, рубашек и блока дизеля со стороны охлаждающей жидкости.
Высокие тепловые нагрузки также приводят к напряжениям и вызывают деформации стенок цилиндровых втулок, ухудшают условия для взаимодействия с поршнем.
Различные отверстия в стенках цилиндровых втулок — для выпуска, газов и продувки цилиндров, установки форсунок и других переходных деталей (индикаторные краны, пусковые и предохранительные клапаны и т. п.) — создают местную концентрацию напряжений и снижают прочность.
Приведенный неполный перечень явлений, являющихся причиной снижения надежности цилиндровых втулок дизелей, привлекает внимание исследователей, конструкторов и специалистов, эксплуатирующих дизели. В технической литературе имеется много материалов, направленных на повышение срока службы цилиндровых втулок, однако эти материалы отрывочны, не систематизированы и иногда даже противоречивы. Поэтому авторы задались целью частично восполнить этот недостаток, изложив в одной книге результаты многолетних исследований по повышению надежности и срока службы ци-линдровых втулок транспортных дизелей, охватывающих все основные аспекты данной проблемы. Можно встретить различное наименование того или иного узла, например цилиндровая гильза и цилиндровая втулка. Согласно ГОСТ 7274—70 в книге принято название узла «втулка цилиндра», включающего следующие детали: втулку цилиндра, непосредственно воспринимающую действие газов и поршня; рубашку, образующую камеру охлаждения и воспринимающую часть нагрузки от газов и поршня; уплотнительные устройства рубашки на втулке и втулки в блоке цилиндров; переходные детали, слу- -жащие для установки в стенках цилиндра вспомогательных устройств (форсунок, кранов и т. п.). (
Описаны втулки только дизелей, применяемых на тепловозах, некоторых судах и в стационарных энергетических установках. .
1. Конструктивные особенности втулок цилиндров транспортных дизелей
В современных транспортных дизелях применяют вставные втулки цилиндров мокрого типа (охлаждаемые водой), которые монтируют непосредственно в блок цилиндров (дизели Д50, ПД1, ПД2, ДЗО, Д40, 11Д45), моноблок (дизель М756), или имеющие рубашки, которые образуют индивидуальные камеры охлаждения (дизели Д100, Д70, Д49, дизели ряда зарубежных фирм — Зульцер, Майбах, Фербенкс—Морзе, Бурмей-стер и Вайн, Мицубиси и др.).
Формы наружной поверхности втулок, цилиндров определяются их конструктивными особенностями. Так, у дизелей с мокрым блоком наружная поверхность втулки выполнена в виде ступенчатого цилиндра с большим диаметром в верхней части (зона камеры сгорания) и двумя-тремя посадочными поясами для установки их в блок цилиндров.
У дизелей с сухим блоком конфигурация втулок более сложная и разнообразная и зависит от конструкции и назначения рубашки, так как рубашка, кроме основного назначения (охлаждения), может выполнять роль силового элемента, воспринимающего часть нагрузки от давления газов, образующихся в цилиндре.
Исходя из условий работы и предъявляемых требований (прочность, -износостойкость, стойкость к задирам и кавитаци-. онным повреждениям), материалом для втулок цилиндров служат чугун (серый марок СЧ 21-40, СЧ 24-44 и др., модифицированный и легированный серый чугун, высокопрочный ВПЧ) и стали.
Однако в большинстве случаев применяемые чугуны и стали не обеспечивают безаварийную и долговечную работу втулок, поэтому используют различные способы для упрочнения их рабочей и наружной поверхностей. В частности, наружную, омываемую водой поверхность хромируют, азотируют, освинцовывают или покрывают полимерными материалами на основе каучука (эластомеры ГЭН-150(В), 6Ф и др.).
Втулки цилиндров двухтактных двигателей по конструкции отличаются от втулок четырехтактных дизелей наличием про-дувочных и выпускных окон при прямоточно-щелевой (дизель ДЮО), или контурной продувках или только продувочных окон (при прямоточно-клапанной продувке — дизели ДЗО, Д40, 11Д45).
' Дизели с противоположно движущимися поршнями (п. д. п.) харьковского завода транспортного машиностроения им. Малышева типа Д100 (ЗД100 тепловоза ТЭЗ, ЗД100 и 14ДГ судовые, 6Д100 тепловоза ТЭЗО, 9Д100 нескольких тепловозов первых выпусков -ТЭ10, 1 ОД 100 тепловозов ТЭ10, 2ТЭ10 и 2Т&10Л), а также дизели фирм Фербенкс—Морзе, Делтик, фирмы- «Непир» и" др. имеют цилиндровые втулки открытого типа, у которых газовый стык отсутствует, так как давление газов в камере сгорания действует на днища поршней. В таких дизелях уплотнение от прорыва газов из камеры сгорания осуществляется лишь по переходным деталям вспомогательных узлов (адаптеров форсунок и индикаторного крана, пускового и предохранительного клапанов и др.).
Втулка цилиндра наиболее распространенного на тепловозах нашей страны дизеля типа ДЮО (рис. 1) включает в себя втулку 1, рубашку 2, адаптеры 3 для установки двух форсунок и индикаторного крана, упорное кольцо 4, выпускную коробку 5.
Втулку (рис. 2) отливают из
хромоникелемолибденомедисто-го чугуна с пластинчатым графитом. Она имеет фланец
(лапы) / для крепления к блоку дизеля, ручьи (канавки) 2 для установки
уплотнительных колец, ребра 3 для опоры на рубашку и выемки для прохода
охлаждающей воды, продувочные 7 и выпускные 5 окна, бонки (приливы) 6
для адаптерных отверстий и выточки 4 для образования камеры
охлаждающей воды. Ниже нижнего посадочного пояса имеется канавка для
постановки упорного кольца. Внутренняя (рабочая) поверхность втулки
хонингуется и подвергается горячему фосфотиро-ванию для улучшения
прирабатывающей способности. Поверхности сопряжения А — с блоком
дизеля, Б — с рубашкой и В — с выпускной коробкой шлифуют.
•
Заготовкой для рубашки цилиндра является цельнокатаная труба из стали 38ХА или 40Х. После отрезки заготовки и предварительной обработки рубашки производят алмазную расточку ее внутренних поверхностей, сопрягаемых со втулкой. Кромки адаптерных отверстий скруглены радиусом 3 мм, наклепаны дробью и покрыты бакелитовым лаком, как и внутренняя поверхность отверстий.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.