3. Выбор тягово-энергетического оборудования проектного тепловоза.
3.1 Выбор тягового электродвигателя.
Выбор ТЭД будем производить исходя из требований к диаметру и длине сердечника якоря.

Рис 3.1.1 Основные размеры якоря ТЭД
Электрическая мощность ТЭД.

где
-
касательная мощность секции тепловоза, кВт;
- количество движущихся осей;
- кпд тягового зубчатого редуктора;
- кпд ТЭД в продолжительном режиме.
- для грузовых, принимаем ![]()


Линейная токовая нагрузка ТЭД.
Допустимую токовую нагрузку определяют из условия тепловой напряженности якорной обмотки ТЭД.
С изоляцией обмотки класса H

где
-
линейная скорость на поверхности якоря ТЭД в продолжительном режиме 
где
-
диапазон рабочих скоростей тепловоза;
- максимально допустимая скорость на
поверхности ТЭД;

принимаем 
Требуемый коэффициент регулирования напряжения ТЭД.

Коэффициент регулирования напряжения должен быть таким, чтобы обеспечивать работу ТЭД и тепловоза с полной мощностью во всем диапазоне рабочих скоростей тепловоза.


где
-
min степень ослабления возбуждения ТЭД (на режиме ОП2)
Обычно
- для магистральных тепловозов
- для маневровых (грузовых)
тепловозов
принимаем


Минимально допустимый диаметр якоря по условию нормальной коммутации.


где
-
коэффициент рассеивания якорной обмотки,
- коэффициент полюсного перекрытия;
- без компенсационной обмотки;
- с компенсационной обмоткой ЭД-127;
принимаем ![]()
- коэффициент насыщения магнитной
системы ТЭД;
принимаем ![]()
- магнитная индукция в зоне ТЭД в
продолжительном режиме;
принимаем ![]()
- допустимая реактивная эдс в
якорной обмотке при толщине миканита между коллекторными пластинами;
![]()
![]()
принимаем ![]()
- допустимое средние эдс в якорной
обмотке, среднее напряжение между коллекторными пластинами;
![]()
![]()
принимаем ![]()


![]()
![]()
Максимально допустимая длина сердечника якоря по условию нормальной коммутации.

где
-
эффективный воздушный зазор между главными полюсами и сердечником якоря ТЭД;
принимаем ![]()
- коэффициент воздушного зазора;
принимаем ![]()
- допустимое max напряжение
между коллекторными пластинами;
![]()
![]()
принимаем ![]()
- число главных полюсов ТЭД (4;6);
принимаем ![]()

Минимально допустимая длина сердечника якоря по тепловой напряженности и электромагнитным нагрузкам ТЭД.

где
-
диаметр сердечника якоря ТЭД

Рис 3.1.2 Предельные размеры сердечника якоря ТЭД по электромагнитным нагрузкам и условиям нормальной коммутации
Принимаем двигатель ЭД-126
Таблица 3.1.1
|
Класс изоляции якорной обмотки |
Н |
|
Диаметр сердечника якоря, мм |
660 |
|
Длина сердечника якоря, мм |
380 |
|
Число главных полюсов |
6 |
|
Число коллекторных пластин |
315 |
|
Паспортная мощность, кВт |
610 |
|
Толщина миканита между коллекторными пластинами, мм |
1,5 |
Параметры работы тяговых электрических машин проектируемого тепловоза.
Частота вращение вала ТЭД в продолжительном режиме.

где
-
частота вращения вала ТЭД при движении тепловоза с конструкционной скоростью;
- диапазон рабочих скоростей.

где
-
диаметр сердечника якоря для выданной серии ТЭД


Сила тока ТЭД в продолжительном режиме.

где
-
число проводников якорной обмотки ТЭД, для тепловозных с простой петлевой
обмоткой
![]()
где
-
число коллекторных пластин
![]()

Напряжение ТЭД в продолжительном режиме.


Магнитный поток ТЭД в продолжительном режиме.

где
-
электрическая постоянная ТЭД

где
-
число пар главных полюсов;
- число пар параллельных ветвей
якорной обмотки;
для простой петлевой обмотки ![]()


Проверка
![]()
Максимальное напряжение ТЭД.
![]()
![]()
Проверка ![]()
где
-
допустимое максимальное напряжение ТЭД


![]()
Максимальная сила тока ТЭД.
![]()
![]()
Проверка по допускаемой тепловой напряженности якорной обмотки ТЭД
![]()
где
-
допускаемая максимальная сила тока ТЭД
![]()
где
-
допускаемая сила тока в параллельной ветви якорной обмотки ТЭД
-
для двигателей с изоляцией якорной обмотки класса Н
![]()
![]()

Рис 3.1.3 Режим работы ТЭД на проектном тепловозе
Электрическая мощность тягового генератора
Для синхронного генератора

где
-
кпд ВУ в продолжительном режиме
![]()

Напряжение и ток продолжительного режима работы генератора. Зависит от схемы подключения двигателей к тяговому генератору.
![]()
-
число групп ТЭД соединенных параллельно;
![]()


Выбирать серию ТГ будем по условию нормальной тепловой напряженности в продолжительном режиме.
![]()
Линейная токовая нагрузка ТСГ.

где
-
действующие значение тока статора;
-
число пазов статора;
-
число параллельных ветвей обмотки статора;
-
диаметр сердечника статора.
Тяговый синхронный генератор А-716
Таблица 3.1.2
|
Диаметр сердечника статора, мм |
1230 |
|
Длина сердечника статора, мм |
360 |
|
Число главных полюсов |
12 |
|
Число пазов статора |
144 |
|
Число параллельных ветвей статора |
2 |
Значение тока статора зависит от угла коммутации вентилей ВУ.





Необходимо подобрать такой
ТСГ с такими параметрами, чтобы выполнялось условие:

Частота вращения ротора ТГ
при работе с номинальной мощностью
.
Номинальная частота вращения
ротора ТГ должна быть такой чтобы при номинальной мощности
тяговый генератор мог вырабатывать
напряжение в диапазоне,
причем
должно быть не менее чем
, чтобы обеспечить работу тепловоза с
полной мощностью в диапазоне рабочих скоростей
,
для определения номинальной частоты вращения ротора ТГ воспользуемся основным
уравнением генератора как электрической машины.

где
-
обмоточный коэффициент;
-
коэффициент формы кривой магнитного потока;
-
магнитная индукция в воздушном зазоре при работе генератора с max
напряжением;
-
электромагнитная мощность ТГ.
Из этого уравнения можно
получить зависимость ![]()

принимаем ![]()
принимаем
принимаем ![]()
принимаем ![]()
Для синхронного генератора:

где
-
коэффициент мощности

при

при


Рис 3.1.4 Выбор частоты вращения
Максимальная частота вращения ротора определяется по следующему условию:
Для ТСГ: - по условию механической прочности ТСГ.
где
-
допустимая скорость на поверхности ротора
принимаем
![]()

3.2 Выбор дизеля проектируемого локомотива.
В качестве энергетической установки будим использовать дизель из мощносного ряда Д49.
![]()
Основное уравнение ДВС

где
-
среднее эффективное давление в цилиндре ДВС;
-
тактность;
-
эффективная номинальная мощность, кВт;
- число цилиндров;
- рабочий объем цилиндра;
- номинальная частота вращения
дизеля, об/мин.

Дано:
![]()
Найти:
чтобы
![]()
Рациональные значения
давления
от мощности
для
четырех тактных дизелей.
Таблица 3.2.1
|
|
500 |
1000 |
1500 |
2000 |
2500 |
3000 |
3500 |
4000 |
4500 |
|
|
0,6 |
0,8 |
1 |
1,1 |
1,25 |
1,35 |
1,45 |
1,60 |
1,70 |
|
|
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,65 |
1,75 |
1,9 |
2 |
2,15 |
2,25 |
Рис 3.2.1 Выбор основных технических параметров
дизель-генераторной установки
![]()
при







![]()
при







Параметры дизель-генераторной установки:
Дизель Д49;
![]()
Тяговый синхронный генератор
серии
3.3 Расчет параметров тягового зубчатого редуктора.
Параметры работы ТЭД на проектируемом тепловозе
Частота вращения при движении с конструкционной скоростью

где
-
диаметр сердечника якоря для выданной серии ТЭД

Частота вращения в продолжительном режиме

где
-
частота вращения вала ТЭД при движении тепловоза с конструкционной скоростью;
- диапазон рабочих скоростей.

Вращающий момент на валу ТЭД


Выбор конструкции тягового привода
Для грузовых тепловозов задаем по прототипу
II класса ОРП ТЭД + ООП ТЗР
Диаметр колеса
При
![]()
Тип зубчатой передачи
(II класса)
односторонняя
передача
Выбор параметров тягового зубчатого редуктора
Передаточное отношение


Модуль зубчатого зацепления
Выбирают из условия прочности зуба
При
принимаем
модуль ![]()
Геометрические параметры большого зубчатого колеса
а) диаметр делительной окружности
![]()
где
- расстояние между нижней точкой
корпуса редуктора и головкой рельса;
- привод I и II класса;
- расстояние
между вершиной зуба колеса и кожухом редуктора;
.
![]()
в) число зубьев большого зубчатого колеса

Геометрические параметры шестерни
а) число зубьев шестерни

Число зубьев колеса и шестерни принимаются взаимно простыми, т.е. с наибольшим общим делительным равным 1.
в) диаметр делительной окружности шестерни
![]()
![]()

Компоновка двигателя и тягового редуктора
Централь редуктора

где
и
-
коэффициент угловой коррекции зуба для шестерни и колеса соответственно;
при проектировании рекомендуют для:
-
прямозубых колес
;
-
для косозубых колес
.

Предельное значение ширины остова ТЭД

где
- диаметр оси колесной пары. Для
привода III класса
- это диаметр
полого вала;
-
диаметр оси
принимаем
;
-
диаметр полого вала
.

Предельное значение высоты остова ТЭД
![]()
где
- расстояние между вершиной зуба
шестерни и кожухом редуктора;
привод I класса;
привод II и III
класса, принимаем
;
- превышение оси вала ТЭД над осью
колесной пары;
принимаем
.
![]()
Проверка возможности совместной компоновки двигателя и редуктора
и ![]()
где
- высота остова ТЭД;
- ширина остова ТЭД;
при
![]()
![]()
![]()

Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.