Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 9

Сила    трения    колец   в ручьях  поршня,  кгс   .    414-     48|2       512       462     .406            12

Действие удара поршня о втулку при «перекладке» можно оценить суммарным действием импульса 5шот массы т\ и вне­запного воздействия нормальной силы N& на балку с массой 71%, сосредоточенной в месте удара (рис. 86). Величина импуль-:а определяется выражением

S^=m1vi.(68)

Скорость Viмассы т\ в момент удара, время бокового дви­жения поршня до удара определены из дифференциального /равнения бокового движения поршня

miyny=N6(t),(69)

чде.г/(0 — боковое перемещение поршня.

При предположении Af6=const при движении поршня в за->оре:

^УЩё~-><7°)

4-/J-SF                     (71)

Sm=Vr2/»1^Ve8n .                                 (72)

Импульс Sm количества движения, получаемый втулкой ци-шндра при ударе поршня, пропорционален корню квадратно-iy из произведения величин массы поршня, зазора и нормаль-

-ЮЙ СИЛЫ.


Нормальная сила пропорциональна давлению газов (на­грузке дизеля) и квадрату частоты вращения. Следовательно,

            ния поршня в зазоре (а= = 10—18 и 209-7-222°) и уда­ров при «перекладках» пока­зана на рис. 89. Амплитуда низкочастотных колебаний, вы­званных действием перемеща­ющей нормальной силы (штри­ховая линия), в 1,87 раза меньше, чем высокочастотных (сплошная линия) от удара поршня при в. м. т., и в 2,5 ра­за меньше — при н. м. т.

Колебания втулки от уда~ ров поршня совершаются с частотой, в 16—36 раза боль­шей, чем колебания от дейст­вия движущейся нормальной силы. Следовательно, решающее влияние на прочность, износ, кавитацию и шум оказывают колебания втулок цилиндров, вы­зываемые ударами поршня при «перекладках».

Поэтому для оценки вибраций втулки цилиндра доста­точно рассмотреть лишь влияние ударов, считая постоянными массу и жесткость системы в момент удара. Тогда уравнение движения такой системы будет линейным, которое легко ре­шается в общем виде.

16. Расчетная оценка уровня вибрации втулки цилиндра дизеля 11Д45

По вышеприведенной методике был произведен расчет вту­лок дизеля 11Д45 на колебания отдельно левого и правого ря­дов цилиндров для случаев «перекладки» поршня у в. м. т. -и

н. м.   т.   при   работе   на   режиме   полной   мощности    («д— = 750 об/мин; JVe= 3000 л. с.) (табл. 9).

Таблица  9

СУнТяаР"      Частота Место                 ряд            .?,аЛ""я      "асса М,  собствен-        уст,                тах

пгеРкг„г" "°*  ™ ^с/с. г„„т;;   »

см              1/с

В. м.т. Правый             2500         0,192         284Й         0,016      2,8/3,68

Левый               4500         0,192         284Э         0,029       2,36/3,05

Н. м. т Правый              690          0,0808       1393         0,044       2,67/3,52

Левый               1250          0,0808        1393         0,08        2.28/Й.98

Примечание. В знаменателе VyЈ* ПРИ наибольшем в эксплуатации рабочем зазоре между юбкой поршня и втулкой 6П =0,6 мм.

-Динамический коэффициент от удара при «перекладке» поршня достигает ц™дах=2,3-}-2,8 при монтажном зазоре между поршнем и втулкой цилиндра и 2,98—3,68 при допускаемых в эксплуатации износах. Расчетные значения характеристик удара при «перекладке» поршня показаны в табл. 9.

Расчетные амплитуды колебаний втулок цилиндров дизеля 11Д45 приведены в табл. 10.

-                     Таблица   10

________________Амплитуда колебаний, мм_________________

в месте удара             по среднему поясу         по нижнему поясу Место .перекладки"               поршня                              блока                                блока . .     поршня             ________^______________________________    ---------------.-------------

i.. !•                               Правый        Левый         Правый'       Левый         Правый       Левый

ряд             ряд             ряд             ряд             ряд             ряд

В М т                         0.045         0,068   __0,053_       0,079         0.128         0.193

0,059        0,088        0,069        0,10®        0,168        0,25

Н                                 0.1118         0,183         0,0395       0,0544       0.12           0.2

"   '  '                        0,155         0,24           0,0464       0,072         0,155         0,25

Примечание. В знаменателе —<значения при максимальном зазоре между поршнем и втулкой.

При графо-аналитическом решении (см. рис. 89) величина амплитуды колебаний при «перекладке» поршня у в. м. т. с

1.24  раза больше, чем при расчете. При   «перекладке» поршня у н. м. т. эта разница составила 5%. Скорость поперечных ко­лебаний втулок достигает по среднему поясу 15,0 см/с — пра­вого ряда цилиндров и 22,5 см/с — левого ряда,   по   нижнему поясу — соответственно 36,5 и 55,0 см/с.

Скорость колебаний стенки втулки цилиндра дизеля 1 ОД 100, определенная по уравнению Г. Б. Розенблита [42], равна

7.25  см/с.

Расчетное ускорение колебаний втулок по среднему поясу равно 44g для правого ряда цилиндров и 65gдля левого. Уро­вень шума от вибрации при таких ускорениях будет соответст­венно равен 93 и 96 дБ.

Удельное давление между юбкой поршня и втулкой цилинд­ра в момент удара достигает 20—27 кгс/см2   при    монтажном   • зазоре и  58—65 кгс/см2 при  максимальном  зазоре в эксплуа­тации.

В месте контакта втулки цилиндра с блоком (по среднему поясу) давления при этом могут достигать соответственно 350—520 и 370—580 кгс/см2. Такие высокие контактные давле­ния являются причиной износа сопряженных поверхностей вту­лок и блока цилиндров.

17. Экспериментальные измерения колебаний втулки цилиндра дизеля 11Д45

Частоту и амплитуды вибраций втулки цилиндра измеряли на работающем дизеле Коломенского тепловозостроительного завода.

Для этой цели были изготовлены специальные датчики микроперемещений в виде упругих балочек с наклеенными на них тензодатчиками, работающих на продольный изгиб и поз­воляющих измерять перемещения втулки относительно блока (рис. 91) с точностью до 0,002 мм. Показания датчиков фикси­ровались на ленте осциллографа. Методика измерений подроб­но приведена в работе [44].                                    •