Цилиндровые втулки двигателей внутреннего сгорания, страница 2

Для подвода охлаждающей воды в камеру охлаждения ци­линдровой втулки в нижней части рубашки предусмотрены два отверстия, рядом с которыми имеются по два резьбовых отвер­стия для шпилек крепления водяных переходников (патрубков). В верхней части выполнено такое же одно отверстие для от­вода воды. В верхнем поясе рубашка на наружной поверхности имеет канавку для кольца уплотнения в блоке.

Рубашка сажается на втулку цилиндра в нагретом до тем­пературы 100—120°С состоянии с натягом по посадочным поя­сам 0,004—0,08 мм и по средней, сопрягаемой с сребренной частью втулки поверхностью —с натягом 0,02—0,05 мм.

Уплотнение рубашки на втулке осуществляется двумя рези­новыми уплотнительными кольцами на каждом поясе и покры­тием их поверхностей эластомером ГЭН-150(В).   При посадке на перевернутую втулку рубашка с помощью   пресса продви­гается дальше своего нормального положения для постановки упорного кольца 4 в канавку втулки (см. рис. 1),   после  чего она прессом сдвигается в обратную сторону до упора в коль­цо 4. Совмещение адаптерных отверстий рубашки с одноимен­ными отверстиями втулки происходит при повороте рубашки, что контролируется пробкой, ввертываемой в отверстие втулки. Несовпадение     осей     отверстий     допускается     не       более 1,5 мм.

Поверхность А сопряжения втулки с блоком (см. рис. 2), верхняя и нижняя наружные посадочные поверхности рубашки окончательно обрабатывают после посадки рубашки на втулку. При этом втулка центрируется на станке по внутренней рабо­чей поверхности.


Втулка цилиндра в блоке дизеля Д100 центрируется по трем посадочным местам расточек (гнезд) горизонтальных листов блока, опирается фланцами (лапами) на обработанные места (платики) верхнего листа блока и закрепляется четырьмя шпильками.

Диаметральный монтажный зазор между посадочными бо­ковыми опорными поверхностями втулки и поверхностями рас­точек блока равен по верхнему (первому) листу 0,026—0,11 мм, а по второму и третьему — 0,07—0,209 мм.

Четырехтактные дизели типа Д49 тепловозостроительного завода им. Куйбышева г. Коломна (5Д49, 6Д49, 1-9ДГ мощно­стью 3000 л. с. тепловозов ТЭ109 и 2ТЭ116, 2-9ДГ мощностью 4000 л. с. тепловоза ТЭП70, 26ДГ различной мощности) имеют подвесную цилиндровую втулку (рис. 3). Втулка состоит из алюминиевой рубашки 2, чугунной втулки 4 и втулок / для перепуска воды из камеры охлаждения цилиндровой втулки в крышку (головку) цилиндра, уплотнительных колец 3, 5, шпи­лек 6 крепления втулки к головке цилиндра, кольца уплотне­ния шпильки 7, сферической шайбы 8, гайки 9.

Втулка цилиндра по наружной поверхности имеет сложную форму.                                                                      *

Верхняя часть утолщенная. В торцовой части' имеются шесть резьбовых отверстий для ввертывания шпилек. Углуб­ление, выполненное в верхней торцовой части втулки, служит для размещения прокладки 10 уплотнения газового стыка. Ря­дом с отверстиями для шпилек просверлены на всю толщину бурта по два отверстия, выходящих в камеру охлаждения втулки цилиндра. В эти двенадцать отверстий запрессовывают­ся втулки / с прокладками 12 и резиновыми кольцами 11.

Рубашка  цилиндра 2 вставляется в торцовую    кольцевую проточку верхнего бурта втулки и уплотняется по поверхности • Е резиновыми кольцами 3. Нижний посадочный пояс рубашки опирается на короткие ребра втулки, а по наружной поверхно­сти Ж уплотняется в сменном кольце расточки блока резиновы­ми кольцами (монтажный зазор 0,09—0,325 мм). Нижний поса­дочный пояс втулки уплотняется в этом же кольце блока рези­новыми кольцами 5. Монтажный зазор между нижним опорным: поясом втулки и кольцом блока 0,026—0,11 мм; В, Г-—посадоч­ные  поверхности;  Д — зеркало   цилиндра.

Втулка цилиндра дизелей типа-Д70 завода транспортного машиностроения им. Малышева г. Харьков (рис. 4) состоит из втулки 4, рубашки 5, уплотнительных колец 7, 8, 2, втулки / для перепуска охлаждающей воды из камеры охлаждения в крышку цилиндра, штифта 10, фиксирующего положение ру­башки на втулке, и шпилек 6 для крепления переходника, под­водящего воду к рубашке.

Для цилиндровой втулки в блоке дизеля предусмотрены два посадочных места: в расточках верхнего листа (плиты) 3 и второго (среднего) листа блока 9. В расточках блока втулка имеет монтажный зазор 0,076—0,11 мм. Нижний посадочный пояс втулки в расточке блока уплотняется двумя резиновыми уплотнительными кольцами 8. Уплотнение втулки в верхнем листе блока обеспечивается плотным прилеганием притертой поверхности Е бурта рубашки 5 к верхней поверхности плиты блока.

Перед установкой втулки в блок поверхность Е рубашки проверяют по краске калибром. Должно быть равномерное прилегание на площади не менее 70%, шириной не менее 4 мм. Втулка в блоке закрепляется прижатием ее к рубашке призатяжке шести шпилек крепления крышки цилиндра. В верх­нем бурте (фланце) рубашки имеется шесть полукруглых вы­резов для прохода этих шпилек. При нормальном закреплении крышки к блоку она своим кольцевым выступом через про­кладку уплотнения газового стыка создает давление на бурт втулки 40—50 тс.

Это давление передаётся на поверхность Ж рубашки, а бурт рубашки прижимается поверхностью Е к верхнему листу блока дизеля.                                                                            '»

Втулку цилиндра, дизеля Д70 (рис. 5) отливают из серого хромоникелемолибденомедистого (ХНММ) или высокопроч­ного чугуна. В последнем случае ее внутреннюю поверхность азотируют. Глубина азотированного слоя после окончательной обработки должна быть не менее 0,3 мм, а его твердость —н е менее НВ 400. Зеркало втулки хонингуется. Утолщенная верх­няя часть втулки имеет тридцать шесть равномерно располо­женных по окружности ребер, на которые насаживается ру­башка.

При монтаже выдерживается в сопряжении ребер с ру­башкой зазор до 0,02 мм или натяг до 0,029 мм. Выемки между