ребрами имеют глубину 3,3—3,8 мм для прохода охлаждающей воды. Верхняя часть втулки заканчивается буртом толщиной 20 мм и центрирующим выступом высотой 5 мм. Поверхностью Ж бурт опирается на выступ (расточку) рубашки, а на поверхность Г бурта укладывается медная прокладка и опирается уплотнительным пояском крышка цилиндра. В верхней части на внутренней поверхности втулки сделаны четыре выточки У радиусом 47 мм на глубину 5,5 мм (высотой 26 мм) для прохода тарелок клапанов газораспределения. Нижняя половина втулки- снаружи имеет конус на длине 200. мм с уменьшением диаметра вниз и заканчивается кольцевым поясом высотой 73 мм, в котором сделаны три ручья для ушютнитель-ных резиновых колец и ла-биринтная канавка. На нижнем поясе втулки, начиная от торца Н, параллельно образующей цилиндра профрезерован паз Ю шириной 8 мм, глубиной 8 мм и высотой 23 мм. Он является базой для выточек под клапаны, служит направлением для посадки рубашки на втулку. По посадочной поверхности ребер К втулки изготовляют с диаметром 288Т +o',oisмм. Для обеспечения монтажного натяга (зазора) при посадке рубашки этот допуск разбит на две группы. Первая группа имеет размер 288,015—288,029 мм, вторая — 288,03—288,05 мм.
На рис. 5 С — ручьи для уплотнительных колец; Д — зеркало цилиндра.
Рубашку (рис. 6) отливают из серого чугуна (ХНММ) с твердостью НВ 255—202, обрабатывают по всем наружным па-верхностям, по сопрягаемым внутренним поверхностям, за исключением внутренних полостей верхнего пояса. Рубашка насаживается на втулку цилиндра в нагретом состоянии до температуры 70—100°С.
Перед посадкой в отверстие рубашки Ш ввертывается штифт 10 (см. рис. 4) так, чтобы его лыски располагались
зпараллельно оси рубашки. Рубашки по внутренней поверхности сопряжения с сребренной частью втулки (по диаметру 288 мм) изготовляют двух групп: первая группа имеет размер 288,00—288,025 мм, вторая — 288,025—288,05 мм.
Наиболее сложной по конструкции и напряженной является верхняя часть рубашки (узел /). Этот узел воспринимает от крышки через бурт втулки силу затяжки уплотнения по газовому стыку (40—50 тс), силы затяжки уплотнения по водяным переходникам — втулкам / (см. рис. 4), а также вибрационные нагрузки от действия боковых сил давления поршня на втулку при перекладках.
На рис. 7 представлена втулка цилиндра дизеля Д50 тепловозов ТЭ1, ТЭ2, ТЭМ1, отлитая из чугуна марки СЧ 24-44. Утолщенная в верхней части стенка втулки заканчивается бур-" том 3, входящим в расточку (посадочное место) чугунного блока цилиндров. Поверхность а бурта притерта к посадочному борту блока дЛя уплотнения камеры охлаждения. На верхней торцовой части втулки проточен кольцевой паз 2, в который входит притертый к его дну бурт крышки цилиндра. Эти притертые поверхности обеспечивают газовый стык. Такой стык называется открытым. Для обеспечения эго плотности крышка цилиндра при закреплении
шпилек, ввернутых в верхнюю пли-"ту блока цилиндров, создает давление на бурт втулки. Оно передается на посадочный бурт расточки блока цилиндров.
На внутренней поверхности зтулки цилиндра в верхней части зыфрезерованы четыре выреза /, лозволяющие открываться впускным и выпускным клапанам. В нижней части втулка имеет второй посадочный пояс, в котором вырезаны три ручья 4 для резиновых колец уплотнения втулки в блоке.
Подобную конструкцию имеют цилиндровые втулки судовых дизелей NVD завода им. К. Либк-лехта (ГДР), нашедших широкое применение на речных и рыбопромысловых судах нашей страны.
На дизелях М753 тепловозов ГГМЗ цилиндр выполнен в виде :тальной втулки, помещенной в ру-эашке из алюминиевого сплава. Интенсивный кавитационный износ >убашек, вызываемый вибрацией !т'улок, обусловливает низкий срок :лужбы этих дизелей. Поэтому на дизеле М756 тепловоза ТГ102 применена другая конструкция цилинд-
РОВЫХ втулок, т. е. два отлитых из алюминиевого сплава моноблока 1 (рис. 8), в каждый из которых сажается по шесть втулок цилиндра 2; втулки снизу уплотняют в моноблоке пакетом 5 из стальных и резиновых колец и закрепляют гайкой. Газовый стык моноблока — закрытый, так как отливка моноблока объединяет головки (крышки) цилиндров и цилиндры (рубашки дизеля М753). Уплотнению подвергается верхний торец втулки в расточке моноблока.
Втулка цилиндра стальная (сталь 38ХМЮА) азотированная, на нее напрессована рубашка 3 из углеродистой стали. На наружной поверхности втулки под углом 30° к ее оси нарезаны 36 спиральных канавок, образующих каналы для прохода охлаждающей воды. Входные каналы 6 соединены с кольцевой канавкой втулки, а выходные 4 — замкнуты. Они через верхний ряд отверстий рубашки соединены с кольцевой выточкой моноблока, направляющей воду к головке цилиндра.
Двухтактные дизели тепловозостроительного завода им. Куйбышева г. Коломна ДЗО (судовой), 14Д40 (тепловоз М62),
11Д45 (тепловоз ТЭП60) имеют чугунные втулки цилиндров / (рис. 9), центрируемые в стальном блоке по трем посадочным местам.
Верхний / и средний // посадочные пояса втулки имеют монтажный зазор в расточках блока 0,14—0,26 мм и уплотняются резиновыми кольцами 4 от прохода воды из полости охлаждения блока. Нижний /// пояс втулки имеет монтажный зазор в блоке 0,4— 0,6 мм и уплотняется резиновым кольцом 4 от пропуска продувочного воздуха в картер дизеля.
Втулка цилиндра — подвесного типа с .закрытым (разгруженным от осевых сил давления газов) газовым стыком. Она прикрепляется к головке цилиндра шестью шпилька-/ ми 2.
Уплотнение от прорыва га-i зов между торцом втулки и днищем головки цилиндра осуществляется медным кольцом 3, вставляемым в углубление втулки, дно которого имеет кольцевые канавки Д для лучшей герметизации.
У цилиндровых втулок такого типа давление газов на днище головки цилиндра не влияет на раскрытие газового стыка, так как оно воспринимается шпильками крепления крышки (головки) цилиндра к блоку дизеля.
К недостатку такой конструкции втулок цилиндра следует отнести ослабление верхнего пояса втулки резьбовыми отверстиями, от которых могут возникать трещины (см. гл. II).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.