Исследование профессионально-личностных качеств кандидатов на должности судей как начальный этап психолого-акмеологического сопровождения профессиональной деятельности судей
Аннотация: Обоснован акмеологический подход к психологическому сопровождению профессиональной деятельности судей. В качестве этапа и формы психолого-акмеологического сопровождения рассмотрено психодиагностическое обследование кандидата на должность судьи. Проведен анализ выборки и результатов обследования, обозначена степень сформированности профессионально-личностных качеств кандидатов на должности судей.
Ключевые слова: Профессионально-личностные качества, психологическое диагностическое обследование, кандидаты на должности судей, профессионализм судьи, психолого-акмеологическое сопровождение, акмеологические технологии.
Abstract: Achmeological grounded approach to the psychological support of professional activities of judges. As a stage and a form of psychological and akmeologiche support psihodiagnostičeskoe survey of the candidate proposed for the post of judge. The analysis of the sample and rezel′tatov survey, marked by a degree of professional and personal qualities of candidates for judges.
Keywords: Professional and personal qualities,psychological diagnostic examination, candidates for posts as judges, judges, professional psycho-akmeologičeskoe support, acmeological technology.
Исходныйтекст
Проведен анализ выборки и резельтатов обследования, обозначена степень сформированности профессионально-личностных качеств кандидатов на должности судей.
Акмеология, изучая профессионализм в качестве высшей ступени развития человека как субъекта познания, труда, общения и управления, определяет процесс профессионализации как непрерывный процесс становления личности специалиста и профессионала, который длится на протяжении всей профессиональной жизни человека. Результатом профессионализации является становление профессионала, развитие у него, как субъекта профессиональной деятельности новых профессионально важных качеств, повышение уровня компетентности, профессионального мастерства.
Как отмечает Маркова А.К., этот процесс включает «выбор человеком профессии с учетом своих собственых возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии».
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариант профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста.
С точки зрения деятельностного подхода профессионально-личностные качества можно определить как системное образование личности, которое представляет собой сущностное содержание его соответствия процессу деятельности, взаимосвязи с социальной средой и имеет субъективную форму выражения.
Профессионально-личностные качества судьи — это та совокупность социально-психологических образований, которая обладает факторным влиянием на профессиональный результат деятельности судьи. При всей их бесконечности и индивидуальной неповторимости, основываясь на потенциальном ценностном отношении к Закону, как к инструменту судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, определяя смысл и содержание деятельности органов судебной власти, они представляют собою вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионального значения - ценностям справедливого правосудия. Эти ценностные отношения составляют картину общей принципиальной готовности судьи к профессиональной работе по отправлению правосудия. Учитывая содержательные особенности судебной деятельности (правовая регламентация профессиональной деятельности судьи; властный, обязательный характер профессиональных полномочий судьи; нестандартный, творческий характер деятельности; процессуальная самостоятельность и высокая степень персональной ответственности) в качестве профессионально-личностных качеств считаем правильным обозначить высокий уровень правосознания; честность, совестливость; принципиальность; требовательность; обязательность, добросовестность, высокий уровень ответственности и самодисциплины, настойчивость, смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; решительность, уверенность в себе, адекватная критичная самооценка, социальная зрелость; толерантность; коммуникативная компетентность и организаторские способности; способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях; нервно-психическая и эмоционально-волевая устойчивость; способность к глубокому, всестороннему анализу различных явлений, высокий уровень интеллекта.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.