Статистическая обработка результатов психолого-педагогических исследований
План лекции
1. Измерение. Шкалы. Группировки. 2. Статистическая и генеральная совокупность. 3. Меры центральной тенденции. 4. Меры разброса значений. 5. Методы определения достоверности различий. 6. Методы определения коэффициентов корреляции.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Измерение — процедура приписывания чисел объектам изучения в соответствии с определенными правилами. В качестве объектов измерения: - «единицы» поведения, - физиологические реакции.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Роберт Вудвортс: Целью эксперимента считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного – независимой переменной. В эксперименте можно выделить три вида переменных: - независимая, - зависимая, - дополнительные (внешние).
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Валидность – (англ. validity) – мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. Валидное измерение – измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять. Степень валидности – то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (не измеряется в условных единицах).
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Показатели – количественные и качественные характеристики действий, высказываний, физиологических реакций и.т.п. Виды показателей: - количественные, - качественные.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Для измерения различных признаков используются шкалы. Шкала — числовая система. Виды шкал: - номинальная, - ранговая (порядковая), - интервальная (метрическая).
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Номинальная шкала — измеряются объективные признаки респондентов (пол, возраст, семейное положение и т.п.). Пример: возраст — 23 года. Возможные выводы: - равно-неравно, - больше-меньше, - во сколько раз больше или меньше.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Ранговая (порядковая) шкала — измеряются субъективные признаки респондентов (степень удовлетворенности чем-либо или кем-либо и т.п.). Пример: Степень удовлетворенности профессией: 5 — полностью удовлетворен, 4 — удовлетворен, 3 — затрудняюсь ответить, 2 — скорее, не удовлетворен, 1 — полностью не удовлетворен. Возможные выводы: - равно-неравно, - больше-меньше, - во сколько раз больше или меньше?
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Интервальная (метрическая) шкала — измеряются объективные признаки респондентов (пол, возраст, семейное положение и т.п.) с помощью интервалов. Пример: Возраст: 1. 0 — 5 лет, 2. 6 — 10 лет, 3. 11 — 15 лет. Возможные выводы: - равно-неравно, - больше-меньше, - во сколько раз больше или меньше?
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Группировка — распределение единиц изучаемого объекта на однородные группы по существенным для него признакам. Пример: возраст — 23 года .... Назначение группировки: - установление численности каждой отдельно взятой части совокупности, - изучение влияния причин и характеристики явления.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Виды группировок: 1. комбинационная: а) структурная, б) типологическая, 2. аналитическая.
1. Измерение. Шкалы. Группировки.
Комбинационная группировка — распределение в группы по двум и более признакам. а) структурная группировка — с учетом объективных признаков, б) типологическая группировка — с учетом субъективного признака. Аналитическая группировка - распределение в группы по двум и более признакам для выявления их взаимосвязи (уровень мышления и успеваемость).
2. Статистическая и генеральная совокупность
2. Статистическая и генеральная совокупность
2. Статистическая и генеральная совокупность
2. Статистическая и генеральная совокупность
Генеральная совокупность — объект исследования, который территориально, производственно и во времени «локализован» и на который распространяются выводы исследования.
2. Статистическая и генеральная совокупность
Ряд распределения — упорядоченный ряд чисел, получаемый в результате группировки. Виды рядов распределения: - атрибутный — упорядоченный ряд распределения по качественным признакам, - вариационный — упорядоченный ряд распределения по количественным признакам. Вариационый ряд может быть дискретным и непрерывным (интервальным).
2. Статистическая и генеральная совокупность
Вариационный (непрерывный) ряд распределения Пример: объем произвольного внимания детей 7 лет (n= 8): 1; 1; 2; 2; 2; 3; 3; 4. варианты - 1 2 3 4 частоты - 2 3 2 1
2. Статистическая и генеральная совокупность
Атрибутный ряд распределения Пример: уровень развития творческого воображения детей 7 лет (n= 8): В; В; В; С; С; С; С; Н. III; III; III; II; II; II; II; I. атрибуты - I II III частоты - 1 4 3
2. Статистическая и генеральная совокупность
Графическое изображение статистических данных: - полигон - для отображения непрерывных рядов, - гистограмма — для отображения дискретных рядов.
3. Меры центральной тенденции
3. Меры центральной тенденции
Меры центральной тенденции — величины, вокруг которых группируются отдельные, расходящиеся между собой значения показателя. С их помощью множество разбросанных показателей заменяет одна
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.