ТЭМ переменного тока.
Тяговые генераторы переменного тока. Особенностью расчета тяговых генераторов переменного тока является то, что они имеют два номинальных режима – номинальный режим при максимально допустимом напряжении и номинальный режим при максимально допустимом токе. В остальном, их расчет аналогичен расчету промышленных генераторов, работающих на преобразовательную установку.
Тяговые электродвигатели переменного тока.
Развитие силовой полупроводниковой техники обусловило внедрение на тепловозах
асинхронных короткозамкнутых тяговых электродвигателей (АТД).
Особенностью использования АТД в условиях тяги является его работа с
переменными значениями частоты вращения ротора 
 и
механического момента 
, которые изменяются в
широких пределах. Значения коэффициентов регулирования по скорости АТД 
и моменту 
. 
Особенностью тяговых электродвигателей переменного тока является то, что они получают питание от инвертора, на выходе которого напряжение значительно отличается от синусоидального. Так как инвертор работает на противо-эдс статорной обмотки двигателя, имеющую синусоидальную форму, то ток в фазе определяется разницей между приложенным ступенчатым напряжением и синусоидальной противо-эдс.
На практике расчет параметров АТД выполняется для номинального режима ( который соответствует пороговой скорости тепловоза) в предположении, что двигатель работает от синусоидального источника напряжения. В дальнейшем, при расчете характеристик двигателя учитывается, что напряжение на его входе имеет сложный гармонический состав, который определяется типом инвертора и характеристиками самого АТД.
Исходными данными для расчета АТД
являются механическая мощность 
, номинальное
значение линейного напряжения на входе 
,
максимальная 
 и расчетная 
  скорости
тепловоза.
Расчет основных параметров
режимов работы  сводится к определению ориентировочных значений  электрических
и механических нагрузок двигателя, по которым выбираются его конструктивные
параметры. Для выполнения расчетов на основании характеристик
двигателя-прототипа предварительно принимаются  значения коэффициента полезного
действия 
 и коэффициента мощности 
. С учетом принятых значений полная
расчетная мощность на входе в двигатель 
.
Предварительное значение основной гармонической тока статора, с учетом того, что АТД имеют статорную обмотку, фазы которой соединены по схеме «звезда»
.
Значение номинальной частоты питающего
напряжения определяется исходя из характеристик тиристоров, которые
обеспечивают устойчивую коммутацию при частоте  не более 150Гц., и допустимой
частоты вращения ротора АТД, которая  по механической прочности подшипников не
должна превышать 
. Вследствие того, что
габарит и масса электродвигателя определяются отношением  
, желательно, возможный скоростной
диапазон двигателя использовать полностью, т.е. обеспечить работу двигателя с
возможно большей частотой вращения ротора. Этому условию соответствует работа
двигателя с 
 при 
,
а частота вращения ротора при номинальном режиме работы  выразится
соотношением:
  .
Из соотношения 
 можно
определить требуемое значение передаточного отношения тягового редуктора. 
 .
Если по условиям изготовления тягового
редуктора не удается реализовать значение 
,
то следует откорректировать значение  
 с
учетом того, что число зубьев малой шестерни не можем быть меньше 
, а зубчатое колес должен вписываться
в габарит тягового редуктора.
Таким образом, окончательно  
Частота вращения поля при номинальном режиме работы
 
,
где 
 - номинальное скольжение ротора.
Опыт проектирования показывает, что для АТД оптимальные значения
скольжения (при которых удается получить наибольшее значение механического
момента) составляют 
. Причем на всех других
режимах работы АТД при оптимальном управлении им в электрической
передаче тепловоза 
. Соответственно,
частота вращения поля АТД при 
: 
.
Частота питающего напряжения на номинальном режиме работы
, 
где  
- число пар полюсов. Как правило, 
 или 
.
Значение 
 принимается из условия, чтобы при
максимальной частоте вращения ротора частота питающего напряжения не превышала
150 Гц: 
.
Расчет параметров статора. Параметры статора определяются возможностью размещения активной части машины в заданных габаритах.
Максимально возможный внутренний диаметр
статора определяется размером централи 
 (расстоянием
от оси АТД до оси колесной пары тепловоза): 
 ,
где  
- наружный диаметр моторно-осевых
подшипников АТД; 
 - толщина остова
в местах расположения вкладышей. Окончательно принимают 
;
опыт проектирования показывает, что в этот габарит можно вписать АТД мощностью
до 
. Внешний диаметр активной части
статора 
 принимают  меньше, чем полученное
значение 
: 
.
Для уменьшения тока намагничивания двигателя
и повышения тем самым коэффициента мощности воздушный зазор делают 
.
Параметры обмотки определяются электрической и магнитной нагрузкой статора.
Ток фазы  статора связан с линейной
нагрузкой: 
, где  
-
число фаз обмотки статора; 
- число витков на
фазу; 
- внутренний диаметр статора.
Значение 
 определяется рекомендуемыми
значениями индукции в ярме статора 
(аналогично ТЭД).
Для тепловозов с диаметром колеса 1050 мм 
. Поскольку значения величин  
 и 
 заданы,
то после определения 
 определено произведение 
 , которое позволяет выбрать тип
обмотки. Для тепловозных АТД 
 применяется
симметричная комбинированная обмотка (рис. 17); в этом случае число пазов
статора на полюс и фазу  
 должно быть
целым, а полное число пазов статора определится как 
.
На тяговых электродвигателях применяются только шаблонные двухслойные обмотки,
что позволяет лучше использовать объем паза и повысить эффективность теплоотвода
от проводников.
Число последовательных витков в фазе обмотки
статора 
, где  
 -
число эффективных проводников в пазу, 
-
число параллельных ветвей обмотки статора; при двухслойной комбинированной
обмотке  
. Опыт проектирования АТД
показывает, что для создания требуемого значения магнитного потока в
ограниченных габаритах  
, поэтому значение
 позволяет выполнять обмотку с 
.
Шаги по пазам обмотки выбирают таким образом, чтобы ее относительный шаг
, где  
,
- первый частичный шаг. При таком
значении 
 в кривой э.д.с. отсутствуют кратные
3-ей пространственные гармонические и содержится наименьшее число гармонических
5 и 7-го порядков,. Вследствие того, что 
 в
значении обмоточного коэффициента для основной гармонической э.д.с. должно
учитываться укорочение  шага обмотки. Поэтому обмоточный коэффициент статорной
обмотки 
, где  
-
коэффициент укорочения шага обмотки; 
 - коэффициент
распределения основной гармонической э.д.с. обмотки статора.
Сечение проводника 
 выбирают таким,
чтобы плотность тока в обмотке не превышала допустимого значения  
.
Геометрия паза формируется  исходя из
условий, что ширина зубца  
(*) (рис. 19),
индукция в зубце с учетом насыщения магнитной цепи не должна превышать
допустимого значения 
(**),  а высота
элементарного проводника катушки 
(рис. 19); при
большей высоте проводника добавочные потери от высших гармонических
составляющих тока достигают больших значений, уменьшая кпд АТД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.