ТЭМ переменного тока.
Тяговые генераторы переменного тока. Особенностью расчета тяговых генераторов переменного тока является то, что они имеют два номинальных режима – номинальный режим при максимально допустимом напряжении и номинальный режим при максимально допустимом токе. В остальном, их расчет аналогичен расчету промышленных генераторов, работающих на преобразовательную установку.
Тяговые электродвигатели переменного тока. Развитие силовой полупроводниковой техники обусловило внедрение на тепловозах асинхронных короткозамкнутых тяговых электродвигателей (АТД). Особенностью использования АТД в условиях тяги является его работа с переменными значениями частоты вращения ротора и механического момента , которые изменяются в широких пределах. Значения коэффициентов регулирования по скорости АТД и моменту .
Особенностью тяговых электродвигателей переменного тока является то, что они получают питание от инвертора, на выходе которого напряжение значительно отличается от синусоидального. Так как инвертор работает на противо-эдс статорной обмотки двигателя, имеющую синусоидальную форму, то ток в фазе определяется разницей между приложенным ступенчатым напряжением и синусоидальной противо-эдс.
На практике расчет параметров АТД выполняется для номинального режима ( который соответствует пороговой скорости тепловоза) в предположении, что двигатель работает от синусоидального источника напряжения. В дальнейшем, при расчете характеристик двигателя учитывается, что напряжение на его входе имеет сложный гармонический состав, который определяется типом инвертора и характеристиками самого АТД.
Исходными данными для расчета АТД являются механическая мощность , номинальное значение линейного напряжения на входе , максимальная и расчетная скорости тепловоза.
Расчет основных параметров режимов работы сводится к определению ориентировочных значений электрических и механических нагрузок двигателя, по которым выбираются его конструктивные параметры. Для выполнения расчетов на основании характеристик двигателя-прототипа предварительно принимаются значения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности . С учетом принятых значений полная расчетная мощность на входе в двигатель
.
Предварительное значение основной гармонической тока статора, с учетом того, что АТД имеют статорную обмотку, фазы которой соединены по схеме «звезда»
.
Значение номинальной частоты питающего напряжения определяется исходя из характеристик тиристоров, которые обеспечивают устойчивую коммутацию при частоте не более 150Гц., и допустимой частоты вращения ротора АТД, которая по механической прочности подшипников не должна превышать . Вследствие того, что габарит и масса электродвигателя определяются отношением , желательно, возможный скоростной диапазон двигателя использовать полностью, т.е. обеспечить работу двигателя с возможно большей частотой вращения ротора. Этому условию соответствует работа двигателя с при , а частота вращения ротора при номинальном режиме работы выразится соотношением:
.
Из соотношения можно определить требуемое значение передаточного отношения тягового редуктора. .
Если по условиям изготовления тягового редуктора не удается реализовать значение , то следует откорректировать значение с учетом того, что число зубьев малой шестерни не можем быть меньше , а зубчатое колес должен вписываться в габарит тягового редуктора.
Таким образом, окончательно
Частота вращения поля при номинальном режиме работы
,
где - номинальное скольжение ротора. Опыт проектирования показывает, что для АТД оптимальные значения скольжения (при которых удается получить наибольшее значение механического момента) составляют . Причем на всех других режимах работы АТД при оптимальном управлении им в электрической передаче тепловоза . Соответственно, частота вращения поля АТД при : .
Частота питающего напряжения на номинальном режиме работы
,
где - число пар полюсов. Как правило, или . Значение принимается из условия, чтобы при максимальной частоте вращения ротора частота питающего напряжения не превышала 150 Гц: .
Расчет параметров статора. Параметры статора определяются возможностью размещения активной части машины в заданных габаритах.
Максимально возможный внутренний диаметр статора определяется размером централи (расстоянием от оси АТД до оси колесной пары тепловоза): , где - наружный диаметр моторно-осевых подшипников АТД; - толщина остова в местах расположения вкладышей. Окончательно принимают ; опыт проектирования показывает, что в этот габарит можно вписать АТД мощностью до . Внешний диаметр активной части статора принимают меньше, чем полученное значение : .
Для уменьшения тока намагничивания двигателя и повышения тем самым коэффициента мощности воздушный зазор делают .
Параметры обмотки определяются электрической и магнитной нагрузкой статора.
Ток фазы статора связан с линейной нагрузкой: , где - число фаз обмотки статора; - число витков на фазу; - внутренний диаметр статора. Значение определяется рекомендуемыми значениями индукции в ярме статора (аналогично ТЭД). Для тепловозов с диаметром колеса 1050 мм . Поскольку значения величин и заданы, то после определения определено произведение , которое позволяет выбрать тип обмотки. Для тепловозных АТД применяется симметричная комбинированная обмотка (рис. 17); в этом случае число пазов статора на полюс и фазу должно быть целым, а полное число пазов статора определится как . На тяговых электродвигателях применяются только шаблонные двухслойные обмотки, что позволяет лучше использовать объем паза и повысить эффективность теплоотвода от проводников.
Число последовательных витков в фазе обмотки статора , где - число эффективных проводников в пазу, - число параллельных ветвей обмотки статора; при двухслойной комбинированной обмотке . Опыт проектирования АТД показывает, что для создания требуемого значения магнитного потока в ограниченных габаритах , поэтому значение позволяет выполнять обмотку с .
Шаги по пазам обмотки выбирают таким образом, чтобы ее относительный шаг , где , - первый частичный шаг. При таком значении в кривой э.д.с. отсутствуют кратные 3-ей пространственные гармонические и содержится наименьшее число гармонических 5 и 7-го порядков,. Вследствие того, что в значении обмоточного коэффициента для основной гармонической э.д.с. должно учитываться укорочение шага обмотки. Поэтому обмоточный коэффициент статорной обмотки , где - коэффициент укорочения шага обмотки; - коэффициент распределения основной гармонической э.д.с. обмотки статора.
Сечение проводника выбирают таким, чтобы плотность тока в обмотке не превышала допустимого значения .
Геометрия паза формируется исходя из условий, что ширина зубца (*) (рис. 19), индукция в зубце с учетом насыщения магнитной цепи не должна превышать допустимого значения (**), а высота элементарного проводника катушки (рис. 19); при большей высоте проводника добавочные потери от высших гармонических составляющих тока достигают больших значений, уменьшая кпд АТД.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.