Величина рассчитывается с учетом того, что пазы имеются как на поверхности статора, так и на поверхности ротора , где -коэффициент Картера для статора; - коэффициент Картера для ротора; - зубцовый шаг ротора;
, - коэффициенты, учитывающие открытие пазов (рис. 19, 20).
Проводимость лобового рассеяния обмотки статора
, где - средняя длина лобовых частей, приходящаяся на один полувиток катушки (определяется по чертежу катушки); - полюсное деление статора.
Реактивное сопротивление обмотки ротора для синхронной частоты и учетом того, что представляется как , где ,- проводимости рассеяния соответственно пазовой и лобовой частей обмотки и по коронкам зубцов.
Проводимость пазового рассеяния обмотки ротора при грушевидных пазах (рис. 20) , где значения , ,
Проводимость дифференциального рассеяния обмотки ротора
, где – зубцовый шаг по внешнему диаметру ротора; - число витков на полюс и фазу ротора; ; - коэффициент учета открытия паза; - коэффициент дифференциального рассеяния (рис. 23).
Проводимость лобового рассеяния обмотки, если кольца примыкают к стали ротора (при литой алюминиевой обмотке) .
Расчет характеристик холостого хода и рабочих характеристик АТД после конструктивной проработки выполняется с использованием Т-образной схемы замещения (рис. 24). При этом ротор рассматривается как неподвижный, а параметры его обмотки приводятся к параметрам статорной обмотки - активное сопротивление ротора, приведенное к параметрам статорной обмотки; - реактивное сопротивление ротора, приведенное к параметрам статорной обмотки , где - коэффициент приведения. Кроме того, механическая нагрузка двигателя заменяется переменным активным сопротивлением , позволяющим учитывать все потери в двигателе (рис. 24). Энергетический баланс в двигателе при такой схеме замещения может быть представлен векторной диаграммой (рис. 25) и системой уравнений
где - фазное напряжение статорной обмотки; - соответственно эдс фазы статора и неподвижного ротора; - соответственно ток статора, ток намагничивания; приведенный ток ротора; - соответственно полное сопротивление фазы обмотки статора, полное сопротивление магнитной цепи двигателя; полное приведенное сопротивление цепи обмотки статора; - приведенное сопротивление, эквивалентное механической нагрузке двигателя.
При вынесении контура намагничивания на напряжение статора (рис. 26) схема замещения асинхронного двигателя приводится к двум независимым контурам, включенным параллельно на напряжение : 1) намагничивающего контура с сопротивлением и током ; 2) рабочего контура с сопротивлением и током , где - приведенное к первичной обмотке сопротивление, эквивалентное механической нагрузке ротора двигателя; - комплексный коэффициент, который представляет собой отношение вектора подводимого к двигателю напряжения к вектору эдс на зажимах намагничивающего контура при синхронном вращении При практических расчетах составляющие комплекса определяются по зависимостям:
,
где - активное сопротивление контура намагничивания; - реактивное сопротивление контура намагничивания; - потери в стали (расчет приводится ниже).
В результате электрические и механические нагрузки электродвигателя при заданных значениях и могут быть рассчитаны по системе уравнений:
где I1 - ток обмотки статора; I’2 - приведенный ток ротора; I‘’2 - расчетный ток ротора; - полное сопротивление по схеме замещения: - активное сопротивление по схеме замещения; - реактивное сопротивление по схеме замещения; I1 a ,I1 p - активная и реактивная составляющие тока статора; - коэффициент мощности; ; ; Р 1 - мощность, подведенное к статорной обмотке; SDР - суммарные потери; - электрические потери в обмотке статора ; - электрические потери в стержнях ротора ; - основные потери в стали; - механические потери ; - добавочные потери от основной и от высших гармонических составляющих тока; - кпд ТАД.
Основные потери в стали статора складываются из потерь в ярме () и в зубцовом слое () :
,
где СП=(2,7...3,0) - коэффициент пульсаций, учитывающий добавочные потери от зубцовых гармонических индукции, т.е. добавочные потери холостого хода.
Потери в стали ярма статора и зубцовом слое статора определяются соответственно как где и - удельные потери в ярме и зубцовом слое статора ; - удельные потери в стали при частоте перемагничивания 50 Гц; - индукция в ярме статора ; - индукция в зубцовом слое статора; - вес ярма и зубцов статора.
Основными потерями в стали ротора можно пренебречь, т.к. даже при номинальном абсолютном скольжении они очень малы.
Характеристикой холостого хода АТД является зависимость при . Фактическое значение рассчитывается по его активной и реактивной составляющим:
.
Определение величин и выполняется после расчета магнитной цепи двигателя и потерь в ней: ; , где - электрические потери в обмотке статора на холостом ходу.
Сложный гармонический состав учитывается при расчете добавочных потерь двигателя, т.к. именно эти потери учитывают наличие «паразитных» токов и моментов.
Для определения токов отдельных гармонических используется метод «гармонических двигателей», разработанный А.Я. Бергером и основанный на принципе наложения. АТД представляют в виде ряда «гармонических» двигателей со своими схемами замещения (рис. 27), имеющих общий вал. Каждый такой двигатель питается напряжением своей гармоники, частота которой, и для каждого двигателя рассчитываются ток, потери, момент, а результаты суммируются. Высшие гармоники тока в трехфазной системе образуют вращающиеся магнитные поля. Число полюсов этих полей и полюсное деление равны числу полюсов и полюсному делению основного поля, а их частота вращения в ν раз больше основной частоты где - частота вращения основной гармонической магнитного поля статора, а скольжения роторов «гармонических двигателей»определяется зависимостью .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.