Наименьшее влияние на характеристики двигателя несинусоидальность напряжения оказывает лишь тогда, когда содержит только нечетные гармонические составляющие, кроме третьей и кратных ей. В работах российских и зарубежных авторов показано, что при таком гармоническом составе напряжения максимальный момент двигателя за счет его высших гармонических составляющих снижается на 1-2% (при питании от инверторов тока и напряжения), ток при номинальной нагрузке возрастает на 1-2% - для инвертора напряжения и 2-4% - для инвертора тока, чему соответствует увеличение потерь в меди без учета вытеснения тока на 2-8%. Однако вследствие возрастания активного сопротивления обмотки ротора за счет эффекта вытеснения тока от высших гармонических составляющих электрические потери могут увеличиваться в1,5-3 раза.
Потери в стали не зависят от формы напряжения и определяются только частотой и амплитудным значением индукции. Поэтому дополнительные потери в стали имеют место лишь в том случае, когда амплитуда первой гармоники напряжения, меньше амплитуды несинусоидального напряжения. В этом случае потери в стали возрастают на 2-3%.
Особенность моделирования работы АТД в энергетических цепях тепловозов, требующих полного использования мощности дизеля в каждый момент времени, заключается в необходимости сведения энергетического баланса первичного и вторичного контуров. Поэтому метод расчета рабочих характеристик АТД, не позволяющий учесть для каждого режима работы все потери, в том числе и от высших гармонических составляющих напряжения (тока), а так же их влияние на электрические параметры обмоток использоваться не может.
Если
при проектировании АТД состав гармонических неизвестен, то предполагается,
что он получает питание от идеального инвертора, например, напряжения. В этом
случае ряд гармонических составляющих кратен ,
где n- номер высшей гармонической, а
скольжения в эквивалентных схемах замещения для высших гармоник двигателя:
- для
;
- для
.
Токи высших гармонических в соответствии со схемами замещения (рис. 27)
,
где - активное сопротивление схем замещения для высших гармонических
составляющих тока статора;
- приведенное реактивное
сопротивление схем замещения для высших гармонических составляющих тока ротора;
- суммарная длина пазовых частей
витка обмотки статора ;
-
соответственно средние значения коэффициента Фильда для паза статора и ротора:
;
-
функции приведенной высоты проводника x :
;
u1(2) - число элементарных проводников в пазу по высоте;
h1(2) пр - высота элементарного проводника статора и ротора;
b1(2) пр - суммарная ширина проводников в пазу статора и ротора;
b1(2) п - ширина паза в штампе статора и ротора;
w1(2)n - угловая скорость вращения высшей гармонической тока статора и ротора:
- для
;
-
для
;
r1(2) - удельное сопротивление материала обмоток статора и ротора с учетом температуры обмоток;
- механическая частота вращения ротора.
Индуктивные сопротивления схем замещения для высших гармонических составляющих тока соответственно статора и ротора
где - соответственно пазовая, лобовая и
дифференциальная проводимости рассеяния обмотки статора;
-
соответственно пазовая, лобовая и дифференциальная проводимости рассеяния
обмотки ротора;
-
средние значения коэффициента уменьшения индуктивности при частоте
гармонической n
для паза статора и ротора:
;
-
функции приведенной высоты проводника x :
.
Добавочные
потери при нагрузке АТД рассчитываются как сумма добавочных потерь от
основной гармонической напряжения и тока - в соответствии с ГОСТ 7217-87
«Машины электрические вращающиеся. Двигатели асинхронные», потерь в стали
статора и ротора от высших гармонических напряжения (
) и потерь в обмотках статора и ротора от высших гармонических
тока (
):
.
Потери
в стали машины от высших гармонических напряжения определяются составом этих
гармонических., а добавочные потери в стали ,где G1 и G2 -
соответственно массы статора и ротора;
Добавочные
потери от высших гармонических тока в обмотках статора ()
и ротора (
) рассчитываются с учетом параметров
для соответствующих схем замещения с учетом вытеснения тока :
. Соответственно
.
Рабочими
характеристиками АТД называются зависимости и
при постоянных параметрах напряжения
на входе
. Они рассчитываются для всего
диапазона изменения частоты питающего напряжения
.
Для тяговых электродвигателей особый интерес представляют также зависимости
, механический момент на валу
и
,
т.к. позволяют определить тяговые свойства машины. Эти характеристики
рассчитывают после определения всех потерь в двигателе.
На рис. 28 приведены рабочие характеристики и характеристики холостого хода тягового электродвигателя ДАТ-305, производства НПО «ПРИВОД» (г. Лысьва); конструктивные параметры и параметры номинального режима этого электродвигателя указаны в табл. 9.
Таблица 9
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.