ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Общие сведения. Тяговые электрические машины (ТЭМ) относятся к классу машин предельного использования, т.е. при расчете их параметров закладываются предельные значения электрических, магнитных и механических нагрузок с учетом допустимых линейных размеров.. По роду тока ТЭМ тепловозов подразделяются на машины постоянного тока с последовательным и смешанным возбуждением; трехфазные машины переменного тока синхронные и асинхронные.
По функциям ТЭМ подразделяются на генераторы и электродвигатели.
По исполнению все ТЭМ относятся к закрытым вентилируемым машинам. Система вентиляции ТЭМ – принудительная.
ТЭМ рассчитываются на работу с уровнем вибраций, многократных и одиночных ударов с ускорениями: 150м/с2 в вертикальном и горизонтальном направлении или с результирующим ускорением - 212м/с2.
Изоляция обмоток ТЭМ
относительно корпуса и между обмотками должна выдерживать в течении 60с
испытательное практически синусоидальное напряжение с частотой 50 Гц,
действующее значение которого , но не менее
1500 В, где U – номинальное напряжение ТЭМ.
В настоящее время обмотки ТЭМ имеют класс нагревостойкости изоляции F или H. ГОСТ 2582-812 устанавливает значения допустимых превышений температур узлов машин (табл. 1).
Сопротивление изоляции сухих обмоток нагретой машины в зависимости от номинального напряжения U относительно заземленных частей должно быть:
ТЭМ постоянного тока. В тепловозных электрических передачах до 70х гг. применялись тяговые генераторы с независимым возбуждением и тяговые электродвигатели постоянного тока преимущественно с последовательным возбуждением (ТЭД).
Класс нагревостойкости изоляции |
Режим работы |
Узел машины |
Метод измерения температуры |
Предельное допускаемое значение превышения температуры |
F |
Продолжительный |
Обмотка якоря машин постоянного тока Вращающаяся обмотка возбуждения машин переменного тока |
Метод |
1400С |
Обмотка возбуждения машин постоянного тока Обмотка статора машин переменного тока |
сопротивления |
1550С |
||
Коллектор машин постоянного тока Контактные кольца машин переменного тока |
Метод термометра |
950С |
||
H |
Продолжительный |
Обмотка якоря машин постоянного тока Вращающаяся обмотка возбуждения машин переменного тока |
Метод |
1600С |
Обмотка возбуждения машин постоянного тока Обмотка статора машин переменного тока |
сопротивления |
1800С |
||
Коллектор машин постоянного тока Контактные кольца машин переменного тока |
Метод термометра |
1050С |
Тяговые генераторы постоянного тока. Номинальная мощность Г определяется на его зажимах. В соответствии с ГОСТ 2582-81 для Г устанавливаются два номинальных режима: продолжительный режим при наименьшем напряжении и продолжительный режим при наибольшем напряжении, которые характеризуются
напряжением и
током
при номинальных (расчетных)
значениях частоты вращения якоря
и охлаждении
.
Поскольку на вновь строящихся тепловозах Г не применяются методы их расчета не рассматриваются.
Тяговые электродвигатели
постоянного тока (ТЭД). В качестве ТЭД применяются двигатели
последовательного возбуждения, у которых
электромагнитный момент и частота
вращения якоря
в значительной
степени зависит от нагрузки (тока обмотки якоря
),
причём увеличению
соответствует снижение
и увеличение
. Мягкая характеристика ТЭД
наилучшим образом отвечает условиям тяги.
В соответствии с
ГОСТ-2582-81 для ТЭД в качестве номинального устанавливается
продолжительный режим работы. Продолжительный режим работы ТЭД определяется
при номинальной (расчетной) мощности и номинальном
(расчетном) охлаждении
и характеризуется
продолжительными значениями тока
и частоты
вращения якоря
. Продолжительный режим
работы ТЭД соответствует расчетному режиму работы тепловоза.
Метод расчета.
Максимальные значения
линейной скорости на поверхности якоря (определяется
механической прочностью бандажа); на поверхности коллектора
(определяется прочностью коллектора).
Электромагнитные нагрузки для ТЭД принимаются в следующих диапазонах:
- максимальное напряжение (опыт проектирования показывает, что
при таком значении напряжения обеспечиваются наименьшие весо-габаритные показатели
ТЭД);
-максимальное значение линейной нагрузки обмотки
якоря - при изоляции класса
нагревостойкости F, и
-
при изоляции класса
нагревостойкости Н
(при больших значениях невозможно обеспечить
требуемый температурный режим обмоток);
-максимальное значение плотности тока в
проводниках с изоляцией класса нагревостойкости F и Н :;
-максимальное значение индукции (при больших значениях индукции ТЭД
становится нерегулируемый) .
Максимальный диаметр якоря определяется
допустимым габаритом в радиальном сечении
,
где
- максимальный размер станины
тягового электродвигателя;
м - расстояние
от корпуса двигателя до головки рельса;
м
- возвышение оси двигателя над осью колеса;
-
диаметр колеса тепловоза. При опорно-осевой подвеске и
; при
. Как правило, расчетное значение
диаметра приводится к ближайшему из нормального ряда, обеспечивающего
минимальные отходы электротехнической стали при раскройке лист: 0,423; 0,458;
0,493; 0,560; 0,590; 0,660; 0,740 м.
Длина активной части двигателя определяется шириной колеи.
При ширине колеи 1520 мм расстояние между ребордами (гребнями) колес (рис. 1). С учетом того, что
тепловозы имеют односторонний тяговый привод возможная длина ТЭД
.
Расчет конструктивных параметров выполняется по значению его
электрической мощности , ориентировочное значение
которой определяется по значению требуемого значения механической мощности на
валу
:
,
где - ориентировочно
принимаемое значение кпд ТЭД.
ТЭД
тепловозов работают при , поэтому якорь
имеет преимущественно двухслойную петлевую обмотку, для которой
, где
-
число параллельных ветвей обмотки якоря;
-
число пар полюсов. При токе параллельной ветви
и
ориентировочном значении
можно определить
значение
, а соответственно и
. Как правило, для ТЭД с
и опорно-осевой подвеске
;
при
и опорно-рамной подвеске
.
Параметры обмотки якоря определяются из допустимого значения
межламельного напряжения , которое
принимается с учетом того, что ТЭД может работать в режиме
электрического торможения.
Число коллекторных пластин -
целое число .
Число пазов якоря - целое число,
где
- число эффективных проводников в
пазу, принимается
или
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.