ТЯГОВЫЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ И МАНЕВРОВЫХ ТЕПЛОВОЗОВ
Общие сведения. Тяговые электрические машины (ТЭМ) относятся к классу машин предельного использования, т.е. при расчете их параметров закладываются предельные значения электрических, магнитных и механических нагрузок с учетом допустимых линейных размеров.. По роду тока ТЭМ тепловозов подразделяются на машины постоянного тока с последовательным и смешанным возбуждением; трехфазные машины переменного тока синхронные и асинхронные.
По функциям ТЭМ подразделяются на генераторы и электродвигатели.
По исполнению все ТЭМ относятся к закрытым вентилируемым машинам. Система вентиляции ТЭМ – принудительная.
ТЭМ рассчитываются на работу с уровнем вибраций, многократных и одиночных ударов с ускорениями: 150м/с2 в вертикальном и горизонтальном направлении или с результирующим ускорением - 212м/с2.
Изоляция обмоток ТЭМ относительно корпуса и между обмотками должна выдерживать в течении 60с испытательное практически синусоидальное напряжение с частотой 50 Гц, действующее значение которого , но не менее 1500 В, где U – номинальное напряжение ТЭМ.
В настоящее время обмотки ТЭМ имеют класс нагревостойкости изоляции F или H. ГОСТ 2582-812 устанавливает значения допустимых превышений температур узлов машин (табл. 1).
Сопротивление изоляции сухих обмоток нагретой машины в зависимости от номинального напряжения U относительно заземленных частей должно быть:
ТЭМ постоянного тока. В тепловозных электрических передачах до 70х гг. применялись тяговые генераторы с независимым возбуждением и тяговые электродвигатели постоянного тока преимущественно с последовательным возбуждением (ТЭД).
Класс нагревостойкости изоляции |
Режим работы |
Узел машины |
Метод измерения температуры |
Предельное допускаемое значение превышения температуры |
F |
Продолжительный |
Обмотка якоря машин постоянного тока Вращающаяся обмотка возбуждения машин переменного тока |
Метод |
1400С |
Обмотка возбуждения машин постоянного тока Обмотка статора машин переменного тока |
сопротивления |
1550С |
||
Коллектор машин постоянного тока Контактные кольца машин переменного тока |
Метод термометра |
950С |
||
H |
Продолжительный |
Обмотка якоря машин постоянного тока Вращающаяся обмотка возбуждения машин переменного тока |
Метод |
1600С |
Обмотка возбуждения машин постоянного тока Обмотка статора машин переменного тока |
сопротивления |
1800С |
||
Коллектор машин постоянного тока Контактные кольца машин переменного тока |
Метод термометра |
1050С |
Тяговые генераторы постоянного тока. Номинальная мощность Г определяется на его зажимах. В соответствии с ГОСТ 2582-81 для Г устанавливаются два номинальных режима: продолжительный режим при наименьшем напряжении и продолжительный режим при наибольшем напряжении, которые характеризуются
напряжением и током при номинальных (расчетных) значениях частоты вращения якоря и охлаждении .
Поскольку на вновь строящихся тепловозах Г не применяются методы их расчета не рассматриваются.
Тяговые электродвигатели постоянного тока (ТЭД). В качестве ТЭД применяются двигатели последовательного возбуждения, у которых электромагнитный момент и частота вращения якоря в значительной степени зависит от нагрузки (тока обмотки якоря ), причём увеличению соответствует снижение и увеличение . Мягкая характеристика ТЭД наилучшим образом отвечает условиям тяги.
В соответствии с ГОСТ-2582-81 для ТЭД в качестве номинального устанавливается продолжительный режим работы. Продолжительный режим работы ТЭД определяется при номинальной (расчетной) мощности и номинальном (расчетном) охлаждении и характеризуется продолжительными значениями тока и частоты вращения якоря . Продолжительный режим работы ТЭД соответствует расчетному режиму работы тепловоза.
Метод расчета.
Максимальные значения линейной скорости на поверхности якоря (определяется механической прочностью бандажа); на поверхности коллектора (определяется прочностью коллектора).
Электромагнитные нагрузки для ТЭД принимаются в следующих диапазонах:
- максимальное напряжение (опыт проектирования показывает, что при таком значении напряжения обеспечиваются наименьшие весо-габаритные показатели ТЭД);
-максимальное значение линейной нагрузки обмотки якоря - при изоляции класса нагревостойкости F, и - при изоляции класса
нагревостойкости Н (при больших значениях невозможно обеспечить требуемый температурный режим обмоток);
-максимальное значение плотности тока в проводниках с изоляцией класса нагревостойкости F и Н :;
-максимальное значение индукции (при больших значениях индукции ТЭД становится нерегулируемый) .
Максимальный диаметр якоря определяется допустимым габаритом в радиальном сечении , где - максимальный размер станины тягового электродвигателя; м - расстояние от корпуса двигателя до головки рельса; м - возвышение оси двигателя над осью колеса; - диаметр колеса тепловоза. При опорно-осевой подвеске и ; при . Как правило, расчетное значение диаметра приводится к ближайшему из нормального ряда, обеспечивающего минимальные отходы электротехнической стали при раскройке лист: 0,423; 0,458; 0,493; 0,560; 0,590; 0,660; 0,740 м.
Длина активной части двигателя определяется шириной колеи. При ширине колеи 1520 мм расстояние между ребордами (гребнями) колес (рис. 1). С учетом того, что тепловозы имеют односторонний тяговый привод возможная длина ТЭД .
Расчет конструктивных параметров выполняется по значению его электрической мощности , ориентировочное значение которой определяется по значению требуемого значения механической мощности на валу :
,
где - ориентировочно принимаемое значение кпд ТЭД.
ТЭД тепловозов работают при , поэтому якорь имеет преимущественно двухслойную петлевую обмотку, для которой , где - число параллельных ветвей обмотки якоря; - число пар полюсов. При токе параллельной ветви и ориентировочном значении можно определить значение , а соответственно и . Как правило, для ТЭД с и опорно-осевой подвеске ; при и опорно-рамной подвеске .
Параметры обмотки якоря определяются из допустимого значения межламельного напряжения , которое принимается с учетом того, что ТЭД может работать в режиме электрического торможения.
Число коллекторных пластин - целое число .
Число пазов якоря - целое число, где - число эффективных проводников в пазу, принимается или .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.