Для соблюдения симметрии простой петлевой обмотки необходимо, чтобы отношения являлись целыми числами; у тепловозных ТЭД, как правило, , поэтому при одинаковых секциях обмотки она выполняться ступенчатой (с укорочением или удлинением шага).
Вследствие того, что тепловозные ТЭД имеют петлевую обмотку, ее параметры в коллекторных делениях определяются следующим образом: шаг по коллектору - ; первый шаг - , где - первый шаг обмотки в пазовых делениях; - число коллекторных пластин на паз, - укорочение (удлинение) шага; второй шаг - (в пазовых делениях второй шаги определяться .).
Оптимальное значение определяется при расчете коммутации ТЭД.
У тепловозных ТЭД зубцовый шаг обмотки якоря , а коллекторное деление , где - диаметр коллектора.
С учетом того, что линейная скорость на поверхности коллектора по условию его прочности .
Для того, чтобы обеспечить наиболее полное заполнение паза и наилучшие условия теплопроводности от обмотки к сердечнику якоря у ТЭД применяется исключительно шаблонные обмотки с числом витков в секции . Поэтому число проводников обмотки якоря .
Соответственно линейная нагрузка обмотки якоря , а тепловой фактор ТЭД составляет .
Площадь сечения меди витка якоря , значение которой определяет параметры паза (рис. 2).
По условию механической прочности ширина зубца якоря Поэтому максимально-допустимая ширина паза . Из-за больших значений и магнитного потока , создающих тяговый момент, глубина паза ТЭД значительна и составляет , где - полюсное деление, а ширина паза определяется соотношением ; как правило . Точно размер паза определяется после выбора элементарного проводника, из которого формируется секция обмотки (рис.2). Для снижения эффекта вытеснения тока в проводниках якоря и уменьшения сопротивления обмотки якоря размер проводника в вертикальном направлении , который должен соответствовать ГОСТ 434-78. Соотношение сторон элементарного проводника , при этом для снижения добавочных потерь сечение элементарного проводника .
В результате, окончательные размеры проводника:
где и - число элементарных проводников в секции обмотки в горизонтальном и вертикальном направлениях, - высота клина; - ширина и высота изоляции секции обмотки по ширине и высоте катушки; - суммарная высота прокладок паза; - зазор на укладку обмотки.
В качестве изоляции ТЭД используется стеклянная и стеклослюдинитовая лента и полотно, полиамидная пленка или изоляция «KAPTON» толщиной 0,09…0,11 мм.
Витковая изоляция выполняют одним слоем вполуперекрышу (рис. 2). Корпусная изоляция является основной; ее толщина зависит от максимального напряжения ТЭД (табл. 2).
Напряжение по отношению к корпусу, В |
Толщина корпусной изоляция на две стороны, мм |
750 В |
1,1 |
1000 В |
1,54 |
Покровная изоляция является защитной для корпусной изоляции и выполняется из стеклоленты (или стеклополотна) одним слоем вполуперекрышу (рис. 2).
Прокладки между секциями, клином и дном паза выполняются из миканита или электротехнического картона толщиной 0,5 мм.
Расчет магнитной цепи выполняется исходя из того, что продолжительному режиму работы ТЭД соответствует его ненасыщенное состояние, а в соответствии с ГОСТ 2582-81 по условиям изготовления ТЭД допускается отклонение частоты вращения якоря от номинального значения на ±3%. Поэтому расчетное значение магнитного потока
,
где - машинная постоянная ТЭД; - частота вращения якоря, [1/с].
В связи с тем, что определяется допустимым габаритом, значение определяет минимальную активную длину якоря
,
где -ширина зубца якоря на высоте 1/3 от дна паза (это сечение соответствует среднему значению индукции по высоте зубца) ; - коэффициент шихтовки стали сердечника якоря; .
В то же время
,
где - допустимая по габариту длина якоря; с учетом того, что колесные пары тепловозов имеют односторонний привод ; - вылет передней лобовой части обмотки якоря; - вылет задней лобовой части обмотки; - полная длина коллектора; - часть длины нажимной шайбы, выступающей за длину коллектора (табл. 3). Суммарный размер вылетов косых частей обмотки может быть оценен как .
Напряжение ТЭД относительно корпуса , В |
Вылет изоляционной манжеты коллектора , мм |
500…800 |
25 |
800…1200 |
32 |
Геометрия якоря определяется его активной высотой
,
где - ориентировочное значение индукции в ярме якоря. Значение принимается в зависимости от частоты перемагничивания ярма якоря; с целью снижения потерь в стали: при ; при .
Для охлаждения обмотки и ярма якоря в нем выполняются аксиальные воздушные каналы диаметром Число рядов каналов ; если , то каналы размещают в шахматном порядке, выдерживая расстояние между их центрами (по условию механической прочности ) (рис. 4).
Конструктивная высота сердечника якоря (рис. 4)
,
где активная высота через геометрические параметры выражается зависимостью:
.
Внутренний диаметр шихтованной части сердечника якоря
;
он является одновременно внешним диаметром втулки якоря, на которую устанавливают шихтованное тело сердечника . Диаметр втулки определяется диаметром вала ТЭД :, где - односторонняя толщина втулки. Диаметр вала ТЭД определяется передаваемым механическим моментом электродвигателя , или соотношением ; ориентировочно :
.
Геометрия воздушного зазора. При в ТЭД отсутствует компенсационная обмотка, поэтому воздушный зазор в них неравномерный. Значение воздушного зазора под осью полюса . С учетом увеличения к краям полюса его эквивалентное значение
,
где - воздушный зазор под краем полюса.
При для компенсации реакции якоря в полюсные наконечники укладывается компенсационная обмотка; в этом случае воздушный зазор делают равномерный. Вследствие того, что на тепловозах практически не используются ТЭД ее расчет не приводится.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.