Параметры компенсационной обмотки. Компенсационная обмотка в ТЭД
предназначена для подавления поперечной реакции якоря в границах расчетной
полюсной дуги , в результате чего удается
снизить межламельное напряжение на 25% - в установившихся режимах и на 40% - в
переходных режимах. Поэтому линейная нагрузка компенсационной обмотки
. Для того, чтобы намагничивающие
силы всех компенсационных катушек были равны между собой, они включаются
последовательно, т.е. число параллельных ветвей обмотки
;
это условие определяет значение тока компенсационной обмотки
. Как правило, число пазов для компенсационной
обмотки
.
Степень компенсации обмоткой поперечную реакцию якоря характеризуют величиной
,
где - намагничивающая сила
катушки компенсационной обмотки;
- поперечная
составляющая реакции якоря;
- число витков
компенсационной обмотки. Для снижения межламельного напряжения
.
Требуемое значение числа витков компенсационной обмотки
.
Число эффективных проводников в пазу ,
где
- допустимый по условию охлаждения
объем тока в пазу.
Сечение проводника обмотки ;
для изоляции класса F и H
.
Средняя длина витка компенсационной обмотки , где
-
длина лобовой части среднего витка, которая определяется в зависимости от
ширины проводника обмотки
, зазора между
торцевыми частями катушек
и вылета лобовых
частей
:
.
Для напряжения
,
.
Сопротивление компенсационной обмотки
.
Масса меди обмотки .
Параметры обмотки якоря. Точные размеры секции обмотки определяются при конструктивной проработке машины; для определения предварительного значения сопротивления используют приближенные зависимости.
Длина активной длины обмотки устанавливается
при расчете магнитной цепи ТЭД, а ее вылеты определяются режимами работы и
технологическими возможностями изготовления секции. Передний вылет обмотки
; задний вылет обмотки
, где
-
прямолинейный участок секции при выходе ее из паза, который зависит от
напряжения относительно корпуса (
при
;
при
);
-
прямолинейный участок проводников при подходе к коллектору (при вертикальной
укладке проводников в пазу требуется поворот шинок проводов на угол
и их расплющивание, поэтому длина
участка поворота
);
-
прямолинейный участок у головки секции;
-
размер головки катушки.
Значение определяется
высотой катушки якоря
и внутренним радиусом
изгиба катушки
:
.
Длины косых участков лобовых частей определяются
ориентировочно в зависимости от угла их наклона (рис. 11): со стороны
коллектора ; со стороны привода
, где
-
зубцовый шаг по дну паза в единицах длины.
Угол принимается таким, чтобы
зазор между соседними катушками был не менее
;
при таком условии, как правило,
. Для предварительных
расчетов значение
определяют из соотношения:
.
Длина половины витка катушки .
Общая длина проводника обмотки якоря ,
а ее сопротивление
,
где - сечение проводника
обмотки. Масса меди обмотки якоря
.
Для компенсации неравенства эдс в параллельных ветвях обмотки
якоря в нем укладываются уравнительные соединения. Каждый уравнитель соединяет равнопотенциальных точек, которые
находятся на расстоянии шага уравнительных соединений
.
Уравнители размещают под якорной обмоткой со стороны
коллектора, впаивая их в шлицы соответствующих коллекторных пластин. Сечение
уравнителей ТЭД определяют по формуле ,
где.
- число коллекторных пластин на паз;
- число уравнителей на паз.
Параметры добавочных полюсов определяются значением реактивной эдс, расчет которой выполняется преимущественно по методу А.Б. Иоффе. Этот метод предполагает, что процесс коммутации – прямолинейный, при котором среднее значение реактивной эдс
,
где - поток рассеяния, сцепленный
с коммутируемой секцией с числом витков
;
- период коммутации;
- ширина коммутационной зоны;
- линейная скорость на поверхности
коллектора.
,
где - объем тока в пазу (от ½
секции);
- результирующая проводимость
рассеяния секции обмотки;
- число витков
одной секции. Составляющими проводимости рассеяния
являются:
проводимость рассеяния паза над медью (через изоляцию и клин)
; проводимость рассеяния паза через
медь
; проводимость рассеяния по коронкам
зубцов (дифференциальное рассеяние)
; проводимость
рассеяния лобовых частей при немагнитных бандажах
,
где
- высота паза, не заполненная медью,
- высота паза, заполненная медью;
- ширина наконечника добавочного
полюса, ориентировочно
;
- воздушный зазор под добавочным
полюсом, ориентировочно
;
- результирующая длина лобовых
частей ½ секции (рис. 12);
- коэффициент воздушного
зазора.
В тепловозных ТЭД проводники в пазу располагаются, как правило, вертикально, ширина зоны коммутации при такой укладке проводника определяется как
,
где - число коллекторных
пластин, перекрываемых щеткой,
- укорочение
шага обмотки в коллекторных делениях;
-
коллекторное деление, приведенное к диаметру якоря.
На номинальном режиме работы реактивная эдс не должна
превышать значения .
Для уравновешивания реактивной эдс необходимо, чтобы
коммутирующая эдс ее компенсировала: . Вследствие того,
что
величина
,
также должна быть пропорциональна
, т.е.
, что возможно лишь при ненасыщенной
магнитной цепи ТЭД, когда индукция в зоне коммутации не достигает
предельных значений
при максимальной нагрузке
двигателя.
С учетом значения реактивной эдс коммутирующая индукция , а необходимое значение магнитного
потока в зоне коммутации
(как правило,
длина сердечника добавочного полюса
). Для
регулирования величины
изменяют воздушный зазор
магнитной цепи добавочного полюса. Чтобы не увеличивать поток рассеяния между
якорем и наконечником добавочного полюса, дополнительно создают зазор между
сердечником добавочного полюса и станиной
(рис.
13).
Поскольку намагничивающая сила добавочных полюсов должна компенсировать
намагничивающую силу реакции якоря по поперечной оси
и
создать нужный поток в зоне коммутации
ее
значение можно представить
;
при наличие компенсационной обмотки ,
где
- намагничивающая сила компенсационной
обмотки.
Намагничивающая сила якоря по поперечной оси на
геометрической нейтрали (у краев полюсного деления) ,
где
- число витков обмотки якоря,
отнесенное к одному полюсу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.