Параметры компенсационной обмотки. Компенсационная обмотка в ТЭД предназначена для подавления поперечной реакции якоря в границах расчетной полюсной дуги , в результате чего удается снизить межламельное напряжение на 25% - в установившихся режимах и на 40% - в переходных режимах. Поэтому линейная нагрузка компенсационной обмотки . Для того, чтобы намагничивающие силы всех компенсационных катушек были равны между собой, они включаются последовательно, т.е. число параллельных ветвей обмотки ; это условие определяет значение тока компенсационной обмотки . Как правило, число пазов для компенсационной обмотки .
Степень компенсации обмоткой поперечную реакцию якоря характеризуют величиной
,
где - намагничивающая сила катушки компенсационной обмотки; - поперечная составляющая реакции якоря; - число витков компенсационной обмотки. Для снижения межламельного напряжения .
Требуемое значение числа витков компенсационной обмотки
.
Число эффективных проводников в пазу , где - допустимый по условию охлаждения объем тока в пазу.
Сечение проводника обмотки ; для изоляции класса F и H .
Средняя длина витка компенсационной обмотки , где - длина лобовой части среднего витка, которая определяется в зависимости от ширины проводника обмотки , зазора между торцевыми частями катушек и вылета лобовых частей : .
Для напряжения , .
Сопротивление компенсационной обмотки
.
Масса меди обмотки .
Параметры обмотки якоря. Точные размеры секции обмотки определяются при конструктивной проработке машины; для определения предварительного значения сопротивления используют приближенные зависимости.
Длина активной длины обмотки устанавливается при расчете магнитной цепи ТЭД, а ее вылеты определяются режимами работы и технологическими возможностями изготовления секции. Передний вылет обмотки ; задний вылет обмотки , где - прямолинейный участок секции при выходе ее из паза, который зависит от напряжения относительно корпуса ( при ; при ); - прямолинейный участок проводников при подходе к коллектору (при вертикальной укладке проводников в пазу требуется поворот шинок проводов на угол и их расплющивание, поэтому длина участка поворота ); - прямолинейный участок у головки секции; - размер головки катушки.
Значение определяется высотой катушки якоря и внутренним радиусом изгиба катушки : .
Длины косых участков лобовых частей определяются ориентировочно в зависимости от угла их наклона (рис. 11): со стороны коллектора ; со стороны привода , где - зубцовый шаг по дну паза в единицах длины.
Угол принимается таким, чтобы зазор между соседними катушками был не менее ; при таком условии, как правило, . Для предварительных расчетов значение определяют из соотношения: .
Длина половины витка катушки .
Общая длина проводника обмотки якоря , а ее сопротивление
,
где - сечение проводника обмотки. Масса меди обмотки якоря .
Для компенсации неравенства эдс в параллельных ветвях обмотки якоря в нем укладываются уравнительные соединения. Каждый уравнитель соединяет равнопотенциальных точек, которые находятся на расстоянии шага уравнительных соединений .
Уравнители размещают под якорной обмоткой со стороны коллектора, впаивая их в шлицы соответствующих коллекторных пластин. Сечение уравнителей ТЭД определяют по формуле , где.- число коллекторных пластин на паз; - число уравнителей на паз.
Параметры добавочных полюсов определяются значением реактивной эдс, расчет которой выполняется преимущественно по методу А.Б. Иоффе. Этот метод предполагает, что процесс коммутации – прямолинейный, при котором среднее значение реактивной эдс
,
где - поток рассеяния, сцепленный с коммутируемой секцией с числом витков ; - период коммутации; - ширина коммутационной зоны; - линейная скорость на поверхности коллектора.
,
где - объем тока в пазу (от ½ секции); - результирующая проводимость рассеяния секции обмотки; - число витков одной секции. Составляющими проводимости рассеяния являются: проводимость рассеяния паза над медью (через изоляцию и клин) ; проводимость рассеяния паза через медь ; проводимость рассеяния по коронкам зубцов (дифференциальное рассеяние); проводимость рассеяния лобовых частей при немагнитных бандажах , где - высота паза, не заполненная медью, - высота паза, заполненная медью; - ширина наконечника добавочного полюса, ориентировочно ; - воздушный зазор под добавочным полюсом, ориентировочно ; - результирующая длина лобовых частей ½ секции (рис. 12); - коэффициент воздушного зазора.
В тепловозных ТЭД проводники в пазу располагаются, как правило, вертикально, ширина зоны коммутации при такой укладке проводника определяется как
,
где - число коллекторных пластин, перекрываемых щеткой, - укорочение шага обмотки в коллекторных делениях; - коллекторное деление, приведенное к диаметру якоря.
На номинальном режиме работы реактивная эдс не должна превышать значения .
Для уравновешивания реактивной эдс необходимо, чтобы коммутирующая эдс ее компенсировала: . Вследствие того, что величина , также должна быть пропорциональна , т.е. , что возможно лишь при ненасыщенной магнитной цепи ТЭД, когда индукция в зоне коммутации не достигает предельных значений при максимальной нагрузке двигателя.
С учетом значения реактивной эдс коммутирующая индукция , а необходимое значение магнитного потока в зоне коммутации (как правило, длина сердечника добавочного полюса ). Для регулирования величины изменяют воздушный зазор магнитной цепи добавочного полюса. Чтобы не увеличивать поток рассеяния между якорем и наконечником добавочного полюса, дополнительно создают зазор между сердечником добавочного полюса и станиной (рис. 13).
Поскольку намагничивающая сила добавочных полюсов должна компенсировать намагничивающую силу реакции якоря по поперечной оси и создать нужный поток в зоне коммутации ее значение можно представить
;
при наличие компенсационной обмотки , где - намагничивающая сила компенсационной обмотки.
Намагничивающая сила якоря по поперечной оси на геометрической нейтрали (у краев полюсного деления) , где - число витков обмотки якоря, отнесенное к одному полюсу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.