МПС РФ
Московский государственный университет
путей сообщения (МИИТ)
Институт транспортной техники и организации производства (ИТТОП)
Курсовой проект
по дисциплине: «Проектирование локомотивов»
на тему:
«Проектирование грузового локомотива
мощностью 2600 кВт»
Выполнил:
студент гр. ТЛТ-521
Костяной Д.Ю.
Консультант:
доц. Емельянов Ю.В.
2003
Содержание
стр.
1. Определение основных массогабаритных показателей проектируемого тепловоза………………………………………………………………….............4
2. Количество и тип теплообменных аппаратов и вентиляторов охлаждающего устройства……………………………………………………….8
2.1. Расчет секций радиатора первого контура системы охлаждения……8
2.1.Расчет секций радиатора второго контура системы охлаждения……12
2.3.Расчет вентилятора системы охлаждения……………………………..14
3. Схема компоновки и развеска оборудования локомотива…………............20
4. Геометрическое вписывание экипажа в кривую…………………………....24
5.Определение конструктивных параметров упругих элементов рессорного
подвешивания…………………………………………………………………..25
6. Технико-экономическое сравнение проектируемого тепловоза с серийным аналогом...………………………………………………………………………..26
7. Построение тяговой характеристики………………………………………..29
Заключение………………………………………………………………...…31
Список литературы…………..…………………………………………………..32
Введение.
Целью нашей работы является закрепление теоретических знаний,полученных в лекционном курсе,знать теорию и конструкцию локомотивов,уметь рассчитать и грамотно выбрать конструкцию отдельных узлов проектируемого тепловоза.
Объём курсового проекта включает расчетно-пояснительную записку и графическую часть
А также мы должны:
1. произвести расчет весогабаритных показателей проектируемого тепловоза, разработать эскизный вариант очертаний тепловоза.
2. произвести расчет системы охлаждения, расчет параметров вентилятора.
3. выбор вспомогательного оборудования проектируемого тепловоза.
4. произвести компоновку проектируемого локомотива и его развеску. Составить весовую ведомость и расчетную схема проектного тепловоза.
5. выполнить геометрическое вписывание экипажа в кривую.
6. произвести расчет использования коэффициента использования сцепного веса.
7. выполнить технико-энергетическое сравнение проектного тепловоза с серийным.
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МАССОГАБАРИТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЕКТИРУЕМОГО ТЕПЛОВОЗА
1.1. Расчёт служебной массы
Mcл =Ne(Mcл ан/Ne),кг;
где (Mcл ан/Ne)-удельный показатель служебной массы (46)
Мсл =147 тонн.
Находим служебный вес:
![]()
где n – число ведущих осей;
[2П] – нагрузка от колёсной пары на рельс, кН.
Служебная масса определяется по зависимости:
где g – ускорение свободного падения, м/с2.
1.2. Проверка величины статистической нагрузки колес на рельсы.
2П=9.8Мсл/nкп<=[2П]
2П=240кН
Осевая формула.
Принимаем осевую формулу проектируемого тепловоза: 3о-3о.
1.3. Диаметр движущих колёс

где [ P ] – удельная нагрузка на рельс в месте контакта, кН/мм.
Принимаем диаметр движущих колёс согласно унифицированному ряду:
![]()
1.4. Длина локомотива
Минимальная длина секции ограничена прочностью путевых сооружений и находится по формуле:
где qn = 88.5 кН/м – допустимая нагрузка от локомотива на единицу длины пути.
Максимальная длина секции определяется сооружениями
локомотивного хозяйства и не должна превышать: ![]()
Предварительно длину локомотива можно определить по зависимости:
Lл пр=8Ne(1-0.00008Ne)=8*3200(1-0.00008*3200)=23.9 м
Окончательное значение
устанавливается в
ходе компоновки оборудования локомотива.
1.5. Определение продольных размеров локомотива
База локомотива.
Предварительно Lб=e*Lл пр,где е-коэффициент (е=0.57)
Lб=13.6 м
База тележки проектируемого тепловоза lт зависит от выбранной конструкции тягового привода и других элементов, расположенных на тележке.
При разработке компоновки (рис.1) следует руководствоваться уравнением габаритного 6аланса локомотива:
![]()
где
,
,
,
,
,
- длины, соответственно, машинного
отделения, охлаждающего устройства кабины машиниста, тележки, межтележечного пространства
и свесов рамы локомотива относительно наружных габаритов тележек, мм.
Длина машинного отделения определяется в зависимости от мощности и габаритов силовой установки:

где Nе – мощность дизеля в кВт.
Длина кабины машиниста задаётся с учётом норм техники 6езопасности и производственной санитарии:
![]()
Длина тележки lтел связана с общей длиной, мощностью и осевой формулой локомотива. Ориентировочно lтел можно определить по формуле:
![]()
где nост - количество осей в тележке.
Длина межтележечного пространства lмт зависит от габаритов топливного бака и массы топлива:
![]()
где Ртоп - масса топлива в топливном баке, кг.
Длину свесов рамы локомотива lсв рекомендуется принимать равной:
Обозначим пока за Х
При проектировании холодильника его длину ориентировочно можно определить по следующей зависимости:
![]()
Подставляем в уравнение габаритного 6алланса соответствующие значения длин:
4*14.9=2х+2*5.7+5.12
2х=2.38
х=1.19
Длина свеса Lсв=1.19
Так как левая часть равна правой, то принимаем эти размеры.
1.6. База локомотива
![]()
1.7. Определение поперечных размеров локомотива
Максимальная ширина строительного очертания локомотива Вл ограничена выбранным габаритом подвижного состава. Основные размеры габаритов подвижного состава регламентированы ГОСТ 9238-83. Принимаем габарит 1 -Т (рис.1.).

Рис.1. Основные параметры габарита
Ширина локомотива Вл определяется с учётом величины возможных поперечных перемещений кузова относительно тележки, и тележки относительно оси пути e, определяемой в соответствии с ГОСТ 9238-83:
![]()
![]()
где В0 - половина размера ширины подвижного состава в соответствии с габаритом 1 - Т, мм.
Ориентировочное значение e принимается в долях размера В0.
Максимальную высоту локомотива Нл необходимо принять несколько меньшей по сравнению с размером габарита Н0. Это делается вследствие уменьшения нагрузки на рессорное подвешивание и, поэтому, небольшого увеличения высоты локомотива из-за расходования некоторого количества топлива и песка в процессе эксплуатации:
![]()
Параметр d определяется в зависимости от конструкции и параметров рессорного подвешивания, но в данном курсовом проекте принимается в долях Н0:
![]()
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.