Редуктор двухступенчатый с косозубым зацеплением в обеих ступенях. Редуктор (рисунок 2) состоит из сварного корпуса 1. К корпусу крепится болтами хвостовик 2 опоры редуктора на раму тележки. Сверху приваривается скоба 3 для зачаливания при монтажных работах с редуктором. Там же находится смотровая крышка с сапуном 4. Раструб 5 служит для соединения корпуса редуктора с тяговым электродвигателем. Лоток 6 служит для сбора масла при работе редуктора, откуда масло по каналам в корпусе поступает в подшипниковые узлы.
На пальцы 1 (рисунок 3) надевается двухрядная упругая втулочно-пальцевая муфта, через которую подсоединяется тяговый электродвигатель. Валы редуктора установлены с использованием единой схемы размещения подшипников. Вал-шестерня 2 быстроходной ступени установлен на двух подшипниках качения: радиальном роликовом 3 и двухрядном коническом радиально-упорном 4. Подшипники расположены в съёмных стаканах, установленных в корпусе редуктора. Такая схема позволила исключить регулировочные операции при сборке, необходимые при использовании одно- и двухрядных конических подшипников.
Редуктор смазывается трансмиссионным маслом. Шестерни погружены в масляные ванны так, что при остановке редуктора нижние зубья хотя бы одного из колес каждой зубчатой пары оказываются погруженными в масло, что обеспечивает хорошую смазываемость передачи с первых оборотов. Предусмотрены меры по дозированной подаче смазки к зубчатым колесам во избежание чрезмерных энергетических потерь на ее перемешивание при высоких скоростях вращения, а также с целью исключения вспенивания. Подшипники смазываются за счет подаваемой к ним по внутренним каналам смазки, разбрызгиваемой шестернями и собираемой в специальные лотки в полости картера. Бесконтактные уплотнения входного и выходного валов выполнены многоступенчатыми. Вся перетекающая через первичные уплотнения смазка возвращается в полость редуктора. Масло для смазки подшипниковых узлов поступает из лотков по каналам в корпусе сверху (5 и 6 соответственно). Слив масла в картер редуктора происходит через каналы, расположенные внизу подшипниковых узлов (7 и 8 соответственно). Смазка шестерни происходит смачиванием. Со стороны раструба находятся лабиринтное уплотнение 9, предотвращающее утечки масла из редуктора. С противоположной стороны быстроходная ступень закрывается глухой крышкой 10. Крышка и съёмные стаканы уплотняются одинаково - резиновыми кольцами круглого сечения 11. На вал промежуточной ступени 12 напрессовывается блок шестерён 13. Вал опирается на радиальный роликовый 14 и двухрядный конический радиально-упорный 15 подшипники. Подшипниковые узлы имеют конструкцию аналогичную подшипниковым узлам быстроходного вала. Вал тихоходной ступени монтируется на колесную пару.
Подвешивание тележки выполнена винтовых цилиндрических пружинах с опорой на резинометаллические дисковые прокладки. В буксовом подвешивании использованы двухрядные пружинные комплекты, по два на каждую буксу. Поводковая связь между колесной парой и рамой выполнена по типу «Альстом» (антипараллелограмм с резинометаллическими шарнирами). В центральном подвешивании на уровне технического проекта были разработаны как пружинная, так и пневматическая подвески. Однако по соображениям готовности производства для первоначальной реализации принято подвешивание на однорядных пружинах типа «флексикойл». Для снижения поперечной жесткости пружины с обеих сторон опираются на резинометаллические дисковые элементы. В целях ограничения поперечных перемещений кузова в центральном подвешивании применены пружинные возвращающие устройства. Продольные усилия между кузовом и тележкой передаются через лемнискатный механизм, где в качестве шарниров применены сайлент-блоки.
Динамические расчеты экипажа с новыми тележками, которые выполнялись параллельно в «Магистрали», ВНИИЖТе и МИИТе, позволили определить оптимальные параметры плавности хода, проверить различные схемы установки гасителей колебаний. В результате был сделан вывод, что в буксовом подвешивании целесообразно использовать вертикальные гидродемпферы, в центральном - установить по два гасителя для гашения колебаний от виляния тележки, бокового относа и всех вертикальных перемещений. Рассматривается также возможность применения в буксовой ступени разработанных во ВНИТИ пневматических демпферов, которые выгодно отличаются от гидравлических своей способностью надежно работать при высоких скоростях перемещений в подвешивании.
По результатам выполненных проектных работ на Демиховском машиностроительном заводе изготовлены два вагонокомплекта тележек для опытного шестивагонного электропоезда ЭД6. Отдельные узлы и агрегаты тележки проходят стендовые испытания. Так, во ВНИИЖТе завершены циклические испытания рамы тележки в условиях нагружения, соответствующих скоростям движения 160 км/ч. Рама не получила повреждений после приложения к ней циклической нагрузки в объеме более 10 млн. циклов.
В ходе создания тележки сложился творческий коллектив из специалистов различных организаций, который накопил полезный опыт согласованного проектирования и может успешно решать сложные научно-конструкторские задачи, связанные с разработкой ходовых частей пассажирского подвижного состава. Так, в настоящее время завершаются совместные проектные работы по немоторной тележке для электропоездов пригородного и местного сообщения и вагонов локомотивной тяги, которая взаимозаменяема с моторной. В ближайшем будущем намечается на основе спроектированной тележки с асинхронными двигателями разработать ее модификацию под двигатели постоянного тока. Использование их позволит поднять конструкционную скорость электропоездов до 160 км/ч, повысить надежность и уменьшить трудоемкость обслуживания. В первую очередь их можно применить в электропоездах местного сообщения ЭД-4МК, что позволит им следовать на межобластных маршрутах по графикам скоростных пассажирских поездов.
Результаты работ по проектированию тележек электропоездов, выполненных объединенным научно-конструкторским коллективом, показывают, что в современных условиях сконцентрированная работа творческих сил НИИ, вузовской науки, КБ и заводов позволяет решить проблемы создания сложной железнодорожной техники.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.