Следует отметить, что расчетная модель изделия практически создается заново, хотя казалось логичнее было бы использовать, математическую модель, разработанную конструктором. Практика показала, что реальные математические модели слишком сложны и требуют для проведения расчетов огромных вычислительных ресурсов. Следовательно, необходимо упростить математическую модель, что, как правило, значительно продолжительнее по времени, чем создать ее заново. Результатом проектных работ первого уровня является эскизный проект.
Результатом проектных работ второго уровня является технический проект, который обеспечивает успешное завершение рабочего проектирования, поскольку создано законченное изделие в виде трехмерной математической модели. Состав изделия также полностью определен в системе управления проектом IMAN. На этом же уровне выполняется поверочный расчет прочностных характеристик ответственных деталей и оптимизация весовых параметров.
Третий уровень предполагает выпуск конструкторской документации на изделие и характеризуется большим объемом рутинной работы по ее оформлению. Однако использование новых технологий проектирования привносит в этот процесс некоторые особенности. Первая особенность - спецификации формируются автоматически на основании сведений о структуре изделия, заложенных в базу данных на первом и втором уровнях, и выводятся на печать. Вторая особенность - основные и дополнительные виды конструкторских чертежей формируются на основании трехмерной автоматической модели, а дальнейшая работа над чертежом сводится к простановке размеров и написанию технических требований.
Описывая процесс проектирования, хотелось бы особо остановиться на одной особенности, дающей немалые выгоды. Речь идет о так называемом безплазовом методе увязки изделия. Современные средства проектирования позволяют конструктору произвести сборку изделия в трехмерном виртуальном пространстве и оценить разрабатываемую конструкцию с точки зрения наличия зазоров, перехлестов и зон обслуживания агрегатов, не прибегая к макетированию или прорисовке конструкции в реальных размерах. Это позволяет не только экономить значительные трудовые и материальные ресурсы, но и исключить большую часть нестыковок при сборке.
Необходимо отметить, что подготовка высококлассных специалистов по системам автоматизированного проектирования стоит дорого, поскольку обучение их осуществляется либо за рубежом на учебных базах поставщика систем, либо в России, но тоже представителем фирмы-поставщика. По данным зарубежных аналитиков, для эффективного внедрения системы доля затрат на подготовку кадров составляет около 50 % общего объема затрат. Естественно, в силу объективных финансовых причин такой подход для отечественных предприятий пока неприемлем.
Поэтому мы сконцентрировали усилия на подготовке небольшого количества специалистов, которые в процессе выполнения работ могли бы передавать свои знания и опыт другим. Чтобы стимулировать интерес к обучению, было принято решение о регулярном проведении аттестации работников с целью повышения их квалификации и пересмотре на этой основе оплаты труда.
Подводя итоги четырехлетнего опыта внедрения системы автоматизированного проектирования, можно отметить следующие положительные результаты:
• полный отказ от использования бумажных технологий проектирования, в том числе и от плазового метода увязки;
• создание единой конструкторской базы данных, что позволяет в любой момент получать необходимую информацию, а также эффективно управлять процессом проектирования,
• значительное сокращение цикле разработки, повышение эффективности труда конструктора и качества проектных работ.
Используя накопленный опыт внедрения автоматизированных систем, мы активно помогаем другим предприятиям, работающим в этом направлении. В рамках задач по созданию подвижного состава нового поколения с участием ПКБВ «Магистраль» ведутся работы по внедрению систем автоматизированного проектирования на Тверском вагоностроительном и Демиховском машиностроительном заводах. При активном участии этих предприятий совместно с ВНИИАС МПС России на базе ОАО ПКБВ «Магистраль» создается отраслевой центр баз данных по компонентам пассажирского подвижного состава. Наличие такой единой базы позволит предприятиям значительно сократить сроки новых разработок, поскольку электронные данные о комплектующих изделиях станут общедоступными. МПС России получит электронный архив документации на разрабатываемые изделия.
Среди задач на ближайшее будущее мы рассматриваем внедрение автоматизированных систем в наших филиалах в Санкт-Петербурге и Воронеже, отработку каналов передачи данных для работы с конструкторской базой головного предприятия в режиме реального времени. В связи с началом серийного производства вагонов на заводе им. Войтовича, разработанных в «Магистрали», особо остро стоит задача внедрения здесь эффективной автоматизированной системы управления производственным процессом, которая позволяла бы полнее использовать данные о структуре изделия, накопленные на этапе разработки.
Внедрение на предприятиях систем автоматизированного проектирования ныне стало насущной необходимостью. В современных условиях без широкого использования автоматизированных систем невозможно создать что-то принципиально новое, а тем более обеспечить эффективную поддержку в эксплуатации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.