Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Социология» (планы практических занятий, контрольные задания и тесты), страница 8

10

 

8. Социология: Учебник/В.И. Лавриненко, Н.А. Нартов.- М.: Культура и спорт, 1998.- С.28

9. Тощенко Ж.Т. Социология: Учеб. пособие/Ж.Т. Тощенко.-М.: Прометей, Юрайт, 1999.- С.8

10. Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие/И.П. Яковлев.-СПб.: ИВЭСЭП, 2000.-С.12,22

Литература дополнительная (к рефератам)

1. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта//СоцИс.- 2001.-№1.-С.102

2. Дибиров А.Н.З. Устарела ли концепция легитимности М. Вебера?//Социально-гуманитарные знания.-2002.-№3.-С.258

3. Иноземцев В. Западная социологическая теория//Свободная мысль.-1998.-№8.-С.25

4. Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии/Автор-составитель В.Г. Николаев.- М.: ГУВШЭ, 2001.- С.9, 29, 97

5. Култыгин В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала XXI века//СоцИс.- 2001 .-№8 .-С.21

6. Макаренко В.П. Теория капитализма: тупик социального знания//СоцИс.-2001 .-№3.-С.33

7. Мнацаканян М.О. Место протестантской этики в концепции капитализма М. Вебера//СоцИс.- 1998.- №7.- С.ЗЗ

8. Марксизм и современность (материалы «круглого стола») //Социально-гуманитарные знания.-2002.-№1.- С.257

9. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия /Ю.Н. Давыдов, А.Б. Гофман, А.Д. Ковалев. -М.: Наука, 1994. – С. 61, 185,197

10. Сиземская И. Модель капитализации России //Свободная мысль.- 2002.- №10.- С.64

11. Фурс В.Н. Рецепция идей Маркса в современной критической теории/ОНС.- 2002.- №5.- C.115

Тема 3. Культура и общество

План

1. Теоретическая работа: повторение проблем темы (определение общества и понятие его культуры, типы и виды культуры, особенности социологического анализа культуры, развитие общества и его типология, прогресс и регресс в обществе, критерии общественного прогресса).

2. Работа с понятийным аппаратом темы (перечень понятий см. далее в тексте).

3. Практическая работа:

а) индивидуальная и групповая работа по выполнению заданий (см.
 
 

11

 

в тексте);

б) обсуждение рефератов.

Рекомендации

Повторяя проблемы темы, целесообразно их разделить на две части, а затем связать их воедино. Учитывая, что общепринятого определения общества не существует, следует дать его, основываясь, на здравом смысле, как совокупности индивидов, сосуществующих в едином пространстве-времени, на основе постоянных и устойчивых взаимодействий. Далее, логично перейти к проблеме развития общества и перечислить его основные этапы.

Специфика перечисленных ступеней развития общества и будет проявляться в наборе специфических характеристик каждой ступени,  в совокупности определяемых понятием «культура общества». В соответствии с этой логикой и следует рассматривать ее виды и особенности.

Задания для самостоятельной работы

а) Определите следующие понятия темы:

Общество, культура, материальная и духовная культура, нормативная культура, художественная культура, массовая культура, народная культура, суперкультура, доминирующая культура, субкультура, типология общества, вождество, аграрное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, общественный прогресс, общественный регресс.

б) Ответьте «Да»  или «Нет»  на вопросы контрольного теста:

1. Общество - это большая группа людей, занимающаяся производством материального продукта?

2. Общество можно определить как совокупность людей сосуществующих постоянно в одном пространстве-времени?

3. Культура - это все, что создано человечеством и служит для обеспечения его функционирования и развития?

4. Культура - это понятие, отражающее психологическое состояние общества?

5. Нормативная культура общества содержит в себевсе формы регламентации деятельности и поведения людей?

6. Традиции - обязательный элемент нормативной культуры общества?

7. Закон - это привычная форма деятельности людей в обществе?

8. Массовая культура и народная культура - это одно и тоже?