Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Социология» (планы практических занятий, контрольные задания и тесты), страница 12

24

 

17

 

Рекомендации

Данная тема включает в себя много новых для студента понятий, поэтому при организации семинара особое внимание уделите работе с ними. Это можно делать в форме решения кроссвордов, подготовленных студентами. В заключение можно использовать контрольный тест, представленный ниже.

Второй вариант: дайте в качестве домашнего задания составление бытовых рассказов, сказок и т.п. с использованием понятий темы. В повседневной интерпретации научные понятия будут усваиваться лучше.

По узловым проблемам темы желательно подготовить и обсудить рефераты студентов. Кроме того, можно организовать обсуждение результатов конкретного социологического исследования, посвященного проблемам девиаций в студенческой среде. Предварительно преподаватель должен познакомить студентов с необходимыми методиками этой работы.

В качестве контрольных вопросов используйте задание для самостоятельной работы.

Задания для самостоятельной работы

а) Определите следующие понятия темы:

Девиантность, делинквентность, конформизм, формальные и не

формальные санкции, позитивные и негативные санкции, социальные нормы, социальные предписания, социальные санкции, законы, обычаи, традиции, ценности, ценностные ориентации, привычки, стандарты поведения, аномия, преступность.

б) Ответьте «Да»  или «Нет»  на вопросы контрольного теста:

1. Отклоняющееся поведение - это способ проявления самобытной природы отдельной личности в обществе?

2. Отклоняющееся поведение есть нарушение принятых в социальной группе правил и норм поведения?

3. Девиантность и делинквентность - две формы социальных отклонений?

4. Любая девиация может быть объяснена биологическими причинами?

5. Аномия - это состояние морального разложения общества?

6. Норма существует для того, чтобы люди могли нормально взаимодействовать друг с другом?

7. Преступление и девиация - это одно и то же?

8. Закон - это норма, возведенная в ранг всеобщности и сформулированная в соответствующем документе?

9. В основе девиантного поведения лежат психологические причины?

10. В основе преступности лежат как биологические, так и социальные факторы?

 

Академический Проект, 2001 .-С. 180

3. Максименко С.Д. Общая психология: Учеб. пособие/С.Д. Мак-сименко.-М.: "Рефа-бук", 2000.-С .341

4. Основы социологии: Учеб. пособие/Под ред. М.В. Прокопова.-М.: Русская деловая литература, 2000.-С.100

5. Психология: Учебник/Под ред. А.А. Крылова.-М.: Проспект, 1998.-С.241

6. Социология в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Под ред. проф. В.А. Чуланова.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.-С.103

7.Социология для технических вузов/Науч. ред. С.И. Яременко.-Ростов н/Д: Феникс, 2001 .-С .318

8. Социальная психология: Учеб. пособие/А.Н. Сухов, А.А. Бодалев.-М.: Академия, 2001 .-С .40

9. Фролов С.С. Социология: Учебник/С.С. Фролов.-М.:     Гардарики, 1999.-С.116, 123

10. Яковлев И.П. Социология: Учеб. пособие/И.П. Яковлев.-СПб.: ИВЭСЭП, 2000.-С.72

Литература дополнительная (для рефератов)

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник/А.Г. Асмолов.-М.: Изд-во МГУ, 1990.-С.35

2. Баразгова Е.С. Американская социология: Курс лекций/Е.С.            Баразгова.-Екатеринбург: Деловая книга, 1997.-С.81

3. Волков Ю.Г. Социология: история и современность/Отв. ред. Ю.Г. Волков.- Ростов н/Д: Феникс, 1999.-672с.

4.Владимиров Н.П. Личность в двух измерениях//Социально-политический журнал.-1994.-№ 2.-С.207

5. Дж.Тернер. Структура социологической теории/Дж.Тернер.-М.: Прогресс, 1985.-С.227

6. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учеб. пособие/А.И. Кравченко.-М.: Логос, 2000.-С.435

7. Личность в российской социологии//Социология в России/Под ред. В. А. Ядова.-М.: Изд.-во Инс.-та социологии РАН, 1998.-С.346

8. Максименко С.Д. Общая психология: Учеб. пособие/С .Д. Мак-сименко.-М.: «Рефа-бук», 2000.-С.89

9. Общая социология: Учеб. пособие/Под общ. ред. А.Г. Эфендие-ва.-М.: ИНФРА-М, 2000.-С.78

10. Социальная психология: Учеб. пособие/Под ред. А.Н. Сухова, А. А. Деркача.-М.: Изд. центр «Академия», 2001 .-С.342

11. Фромм Э. Вклад Маркса в познание человека//Философия и общество.-1998.-№3.-С.234

12. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие/Н.И. Шевандрин.-М.: ВЛАДОС, 1995.-С.279,369

Тема 5. Социальное взаимодействие и его механизмы

 План