Министерство общего и профессионального образования
Сибирский государственный индустриальный университет
Кафедра социальной работы, психологии и педагогики
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии). Специальность 350500 «Социальная работа»
Новокузнецк
2002
ББК 88 в 6я7
Методы психологических исследований: Метод. указ./ Сост.: С.Г. Колесов: СибГИУ. – Новокузнецк, 2002. – 35 с.
Изложены рекомендации по психологическим исследованиям.
Предназначены для студентов специальности «Социальная работа» (350500)
Рецензент–кафедра гуманитарных дисциплин Кузбасский филиал ВлЮИ МЮ РФ (зав. каф. )
Печатается по решению редакционно-издательского совета университета
Сегодня нет такого человека, который бы не интересовался как своими проблемами, так и проблемами людей окружающих его самого. Человеку свойственно познавать других людей, ибо тайны познания окружающего мира связаны во многом с окружающими нас детьми, сверстниками и взрослыми. Для получения знания о других людях можно ограничиться собственным опытом, позволяющим оценить поведение других в сходных ситуациях, с другой стороны – мы можем воспользоваться советом людей более осведомлённых в подобных сложных ситуациях жизни.
Теми и другими способами приобретения психологического знания о себе и людях можно овладеть, освоив методы психологических исследований, которые возникали как результат многовекового труда и опыта учёных разных стран мира. Достаточно привести в качестве примера многотомную работу под редакцией П. Фресса и Ж. Пиаже «Экспериментальная психология», либо классический учебник такого рода стала «Экспериментальная психология» Ф. Дж. Мак Гигана и др.
Логика развития научного метода приобретения психологического знания приводит на современном этапе высшую школу к внедрению в программные требования по овладению навыками таких известных методов как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование и т.д. Любой современный учебник по психологии не издаётся без раздела, связанного с методами психологических исследований. Психологическая основа приобретения психологического знания о себе и других людях (психологический метод) становится очень актуальной для практического курса при подготовке специалистов любой человеческой деятельности, связанной с взаимодействием вида «человек – другой человек», так и «человек – машина».
Данные методические указания являются своеобразной попыткой дополнить курс «Общей психологии», с точки зрения расширения представления о методах психологического исследования у студентов разных университетских специальностей.
Предложенный материал методических указаний содержит современные методы психологических исследований, связан в основном с научно-психологическими традициями последнего столетия. Это гарантирует их подлинность современность.
Глава 1. Основные общенаучные методы исследования
1. 1. Методология науки
Методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение о данной системе.
Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности[1]. Полезность, эффективность научного знания являются производными от его истинности.
Французский философ О. Конт определял три основных формы человеческого знания: а) теологическое (религиозное) – все явления объясняются на основе религиозных представлений; б) метафизическое (философское) – явления существующие в мире объясняются сущностями и причинами; в) позитивное (научное) – обеспечивает во многом не только знание о природе, но и об обществе.
Современная наука, как знание позитивное, не является единственным знанием. Наряду с научным знанием, хоть и оно доминирует на данном этапе, существуют и религиозное, и философское.
«Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного»[2]. Поэтому, если психология является наукой, то на неё распространяются все требования, связанные с научными методами.
Термин «наука» имеет отношение к той совокупности знаний, которые получены на современном этапе развития науки, научным методом.
Результатом научной деятельности учёного может быть не только описание реальности, попытки предсказания процессов и явлений, выраженные в текстовой, схематической, графической форме, но и получение законов, отражающих сущность познаваемого явления.
Научная система знаний характеризуется наряду с житейской (приобретённой в обычной жизни)– достоверностью, систематичностью, объективностью. Обычно наука характеризуется методом, который понимается как путь, приём, способ познания изучаемого явления.
Более широкое понятие, нежели метод – существенное для понимания методологии науки – парадигма. Это общепризнанный эталон, являющийся примером научного исследования, включающий закон, теорию, метод и т. д. Наличие парадигмы является признаком зрелости науки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.