Интеракционистскими называются теории, основанные на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека. Психологический смысл данных теорий в данном случае соответствует формуле (1):
B = F (P, E).
Экспериментальными называются теории личности, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путём фактов. К неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, не обращаясь к эксперименту.
К числу структурных относятся такие теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, описывающих её. Динамические теории отражают преобразования, в развитии личности, другими словами динамику, изменение свойств личности с течением времени.
Исходя из данного примера видно, что интеракционистские теории имеют свойства личности, как психодинамических теорий, так и социодинамических.
Следовательно, используя дедуктивный метод при конструировании гипотез, который основан на выделении из общих признаков частных, можно считать, что психодинамические и социодинамические теории личности по своим признакам – результат выделения более частных признаков психодинамических и социодинамических теорий личности из интеракционистских.
Т. о., при таком обширном выборе теорий личности, которые во многом не только различны, но и сходны между собой по своим свойствам, можно получить гипотезу (в будущем, которая может стать теорией), являющуюся следствием обобщения других теорий. Другими словами, последние могут получиться методом дедукции.
Интуиция и аналогия. Под интуицией обычно понимают знание, которое возникло без осознания путей, условий его получения[6], а аналогия означает сходство между объектами в некоторых связях и отношениях[7]. «Интуиция» и «аналогия» могут быть взаимосвязаны между собой как умственные операции. Так как мозг человека иногда склонен упускать логические операции, ведущие к определённому истинному знанию (интуиция), то, иногда, к такому же знанию можно прийти путём выявления некоторых связей и отношений между изучаемыми психическими явлениями (аналогия).
Гипотеза как системно-структурное явление развития психологического знания проходит ряд этапов, на первом из которых обычно присутствует интуиция, а на последующих этапах чаще всего – аналогия.
1. Изначально всякое предположение выступает интуитивно (в форме догадки). Обычно догадка связана с конкретными фактами.
2. Для подтверждения догадки строятся эмпирические и теоретические гипотезы: а) эмпирические гипотезы строятся на экспериментальных данных, которые требуют теоретического обоснования; б) теоретические гипотезы реализуются на теоретических принципах, законах, идеях.
3.При подтверждении теоретических гипотез экспериментальными данными получают достоверные истины.
4.Система гипотез различной общности и вероятности вместе с установленными законами образуют научную теорию.
При выдвижении гипотез используют индуктивный подход, опираясь на метод аналогии. Например, если человек обладает такими чертами (признаками) характера как жажда деятельности, приподнятость настроения, словоохотливость, общительность и т.д., то можно предполагать, что он обладает гипертимической акцентуацией характера.
Используя дедуктивный подход для формулировки гипотез по методу аналогии, в качестве примера можно взять вышеупомянутую гипертимическую акцентуацию. Т.е., если тип характера человека относится к гипертимической акцентуации, то, возможно, что он обладает такими признаками: жажда деятельности, приподнятость настроения и т. д.
Обычно правильно сформулированные гипотезы обладают такими требованиями:
а) соответствие гипотезы проблеме исследования;
б) гипотеза должна основываться на знаниях, полученных ранее в конкретной предметной области, что требует от гипотезы новизны и достоверности от знаний последующих;
в) концептуальность гипотезы, которая характеризуется таким свойством, как построение новой концепции или модернизации старой, на её основе;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.