Естественный эксперимент, – как отмечал его создатель, русский психолог А. Ф. Лазурский, – это то, что сам испытуемый не должен подозревать, что над ним производятся опыты. Благодаря этому отпадает смущение и та преднамеренность ответов, которая мешает испытуемому при проведении искусственого эксперимента.
Восокая достоверность информации, получаемой при использовании естественного эксперимента, определяет его многосторонность в исследованиях психических явлений. В форме естественного эксперимента проводятся и опыты по изучению межличностных отношений и общения между людьми, личности и т.д. В данном эксперименте предусматривается моделирование как ситуаций, так и предметов, искуственно правоцирующих на определённые реакции испытуемых.
Формирующий эксперимент существует для проверки гипотез, связанных с возникновением у испытуемых психологических качеств, сформированных при активном воздействии исследователя. Данное воздействие может включать создание специальных условий использования таких методов, которые могут привести к определённым изменениям психики испытуемого.
В формирующем эксперименте исследователем предусматривается ряд этапов. На первом этапе с помощью метода наблюдение, констатирующих экспериментов и других методов устанавливается фактическое сосотояние и уровень того психического явления, на которое экспериментатор собирается воздействовать. Другими словами, осуществляется психодиагностика той или иной стороны психического развития. На основе этих данных исследователь, располагая теоретическими представлениями о состоянии движущих сил развития психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия и этим прогнозирует (даёт гипотезу) путь развития исследуемого явления.
На втором этапе осуществляется активное формирование изучаемого явления (процесса, состояния, свойства), основанное на специально организованном экспериментальном научении. В данном случае проверяется какое-то определённое воздействие.
На заключительном этапе и в процессе самого исследования проводятся диагностические эксперименты, благодаря которым контролируется психологическое состояние изучаемого явления. Все измерения фиксируются в протоколах.
Чтобы доконца убедится в том, что изменения, зафиксированные после проведения формирующего эксперимента, связаны с вышеупомянутыми воздействиями, необходимо сравнить результаты не только с исходным уровнем, но и с результатами в группах, где эксперимента не проводилось. Подобные группы называются контрольными. Соответственно, группы, в которых проводились экспериментальные исследования, называются экспериментальными. В данном случае в этих группах должны соблюдаться одинаковые по возрасту, образованию, половому составу условия (требования) к испытуемым.
Т. о., в экспериментальном методе исследования психических явлений могут сочетаться и неэкспериментальные методы (беседа, наблюдение, анкетирование и т.д.), а также метематико-статистические, которые необходимы для обработки результатов исследования. О последних методах будет сказано в следующей главе.
Глава 3. Математико-статистические методы психологических исследований
3. 1. Основные понятия математико-статистической обработки результатов психологических исследований
Математическая статистика является специфическим методом ряда наук (физики, химии, биологии и пр.). Использование методов математической статистики в современных исследованиях является многообразным и очень обширным. Как уже говорилось в параграфе 1. 4., что математическая статистика служит в основном для описания и обобщения эмпирических результатов, объясняет причину «случайного», даёт ему определённое вероятностное толкование.
Вероятность (математическая) P – это определённая количественная (формализованная) оценка (или мера) объективной возможности появления определённого события A в заданной совокупности условий, что обозначается как P (A).[14] Соответственно, событие – это один из возможных исходов эксперимента.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.